Все услуги
aaa
Удовлетворенность работой или социальная смерть?

Обзорная статья Март 2024

Удовлетворенность работой или социальная смерть?

Роскошь общения как основной фактор удовлетворенности работой

Где обычный человек проводит большую часть жизни? Конечно же, на работе. Если сделать точные расчеты и посмотреть, сколько времени реально уходит на наш труд, выяснится, что здесь мы проводим треть нашей жизни.

Ученые Гарвардской медицинской школы завершили самое длинное исследование в истории изучения менеджмента: оно продолжалось 85 лет. Цель работы - выяснить факторы, подрывающие психическое и физическое здоровье человека. Исследователей интересовали причины, связанные с рабочей деятельностью человека.

Выводы ученых поразительны! Нам привычно считать главными недостатками работы отсутствие перспектив и низкие оклады. Однако, согласно исследованию, не это самое страшное.

Наиболее опасна для здоровья та работа, которая не требует интенсивного взаимодействия между людьми и не предоставляет возможностей выстроить значимые отношения с коллегами.

«Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения», справедливо отмечал Антуан де Сент-Экзюпери.

Человека называют биосоциальным существом, потому что на него влияют как биологические, так и социальные факторы. Если с биологическими всё понятно – дыхание, сон, еда, то с социальными потребностями куда сложнее. К ним относятся труд, создание семьи, самореализация и общение. При отсутствии возможностей реализовать свои потребности, человек чувствует себя максимально дискомфортно; затяжное нахождение в ситуации без общения может привести к социальной смерти.

Социальная смерть личности – потеря способности воспроизводить, восстанавливать и создавать социальные связи в своем жизненном пространстве.

Отсутствие удовлетворенности работой: группы риска

Впервые за историю переписи населения в нашей стране преобладают одиноко проживающие граждане, и это в основном трудоспособное население. Может, эти люди реализуют потребность в общении на работе?

Хотелось бы верить, но работы, которая не предполагает значимых контактов с коллегами, становится всё больше: это работники онлайн торговли, курьеры, доставщики товаров. Многочисленные операторы колл-центров подвержены постоянному стрессу: эти люди ежедневно вынуждены общаться с раздраженными и агрессивными абонентами. Социальное одиночество грозит не только тем, кто работает в одиночку: изолированными будут чувствовать себя даже те люди, которые дни напролет общаются с клиентами, если у них нет постоянных и положительных взаимодействий с коллегами.

Особенно уязвимы в плане общения с коллегами модные ныне удаленщики и фрилансеры. Люди, работающие из дома, часто говорят о сложностях взаимодействия с коллегами, а фрилансеры вообще могу не иметь коллег.

Как удаленный график влияет на удовлетворенность работой

Цифровая трансформация экономики неизбежно меняет современный офис, где люди находятся в одном пространстве. Андрей Онучин, партнёр, руководитель практики «Социология бизнеса» в ЭКОПСИ уверен: «С проблемой в любом случае придется разбираться, поскольку это вызов времени. Некоторые стабильно существующие факторы становятся привычной реальностью, на которую не обращают внимания. Одним из изменений было резкое возрастание интереса к комбинированным способам работы. Традиционные формы контакта и получения поддержки резко сужаются, и люди начинают чувствовать себя более депрессивно и дискомфортно».

Но и тут все не так просто. «Компании замечают, что при удаленке лояльность сотрудников падает. Но те, кто решил просто вернуть всех в офис, получили мощный отток ценных кадров. Сейчас стоит задача научиться выстраивать правильную поддержку сотрудникам вне зависимости от формата их работы. Идет масса экспериментов. Некоторые провалились, — в числе последних «онлайн-кафетерии» для общения коллег. Но есть и успешные находки — многие обнаружили, что гибридный формат, когда время от времени можно приезжать в офис, часто эффективнее полной удаленки», — поясняет Андрей.

Пока современный офис находится в процессе трансформации, социологи советуют регулярно выделять время на общение с приятными коллегами. Самый лучший вариант, когда руководство компании осознает важность проблемы и помогает грамотно ее решить.

Потребности сотрудников в удовлетворенности от работы

Многие менеджеры противятся неформальным отношениям между коллегами – длительному общению в курилках, возле кулера, на кофе, так как полагают, что такое общение отвлекает от работы. На самом деле верно обратное: отчет Gallup за 2022 год показывает, что те, у кого есть прочные социальные связи на работе, более продуктивны и увлечены трудом, чем те, у кого этого нет. Таких, к слову, всего 30% по всему миру. Андрей Онучин убежден: «Чтобы чувствовать свою нужность в компании, необходимо разделять с кем-то свою точку зрения, иметь тех, с кем я совместно воспринимаю происходящее. Когда нет такого значимого другого, сотрудник чувствует себя намного менее комфортно». Если «со мной работает человек, с кем я могу доверительно общаться, это действительно очень важный фактор».

Разумеется, люди стремятся выстраивать комфортные отношения с работой. Имея разные потребности, сотрудники по-разному взаимодействуют с окружающими.

«Есть люди, которые не выносят постоянного шума и необходимость сидеть в многолюдном офисе для них кошмар. А у многих из тех, кто работает изолированно, все равно есть контакт с другими, и они выстраивают с ними отношения. Это может быть экспедитор, который привозит им товар раз в день или сменщик, с которым они пересекаются на полчаса, передавая смену. Для некоторых этого вполне достаточно. Вот если с ними не выстроен контакт, нет доверительного общения, да, будет дискомфортно. Некоторым сотрудникам, продающим на точках в разных ТЦ тарифные планы мобильных операторов, удается выстроить мини-коллектив на смену — и им достаточно. В итоге в других местах текучка, а эти 10 лет работают. Они получают психологический бонус к зарплате, который делает эту работу более ценной», отмечает Онучин.

Комфортное общение при желании можно выстроить в практически при любой деятельности и в любом коллективе. Андрей поясняет: «СССР разрушил эту традицию, в российской реальности она постепенно формируется. Вспомните, как общаются с клиентами в семейных итальянских ресторанчиках. И что важно — это не манипуляция, это естественный с детства образ действия, им комфортно так общаться. Это не просто культура компании, как она прописана, просто у человека есть некая естественная потребность выстраивать отношения вокруг себя».


Новость 16.05.2022

Новая книга Марка Розина «Восхождение по спирали»

Подписывайтесь на телеграм-канал ЭКОПСИ! Новости, события, анонсы мероприятий, видео и статьи.
закрыть