27 октября прошла конференция InterComm «Маршрут перестроен. Ищем новую систему координат» и вручение премий за лучший проект во внутренних коммуникациях в 13 номинациях. На конференции презентовали результаты исследования эксперты ЭКОПСИ.
Как всегда, конференция порадовала участников фейерверком ярких и убедительных кейсов, выступлениями экспертов отрасли, новыми технологиями и трендами, цифрами, фактами и теплыми эмоциями. Конференция – традиционное место встречи внутренних коммуникаторов и эйчаров, поэтому там происходит интенсивный обмен опытом и идеями, да и просто все рады личным встречам и возможности пообщаться в неформальной обстановке.
Поскольку вот уже третий год ЭКОПСИ является партнером InterComm, наши эксперты: Вероника Луцкина, партнер компании и руководитель практики HR-маркетинг, и Виктория Кабакова, директор проектов, входили в жюри Премии. Во все номинации было подано более 207 проектов, поэтому работа в Жюри, хоть и трудозатратная, с лихвой компенсируется возможностью первыми увидеть и оценить самые перспективные и эффективные проекты по внутренним коммуникациям, которые реализовали компании-участники Премии.
Кроме того, в 2021 и 2022 году ЭКОПСИ совместно с InterComm проводили масштабное исследование отрасли – «Зеркало внутренних коммуникаций»: интервью с 30 ведущими экспертами и опрос по компаниям (более 400 участников). Это исследование дало возможность оценить ключевые тренды во внутрикоме, сравнить их с мировыми бенчмарками и определиться, как сейчас развивается функция внутренних коммуникаций в российских компаниях, какова «зрелость внутрикома», какие задачи наиболее актуальны и какие проблемы решает внутренний коммуникатор. Доклад по итогам исследования с основными цифрами и трендами «Внутренние коммуникации: еще растем? Уже взрослеем?»был представлен на конференции Викторией Кабаковой. Полная версия исследования будет разослана участникам нашего опроса до конца ноября.
А пока – небольшой спойлер перед тем, как вы ознакомитесь с краткой или полной версией нашего отчета.
Отрасль имеет значение. Наиболее активны в исследовании были компании из IT (16.3%), финтеха и ретейла. Аналогичное распределение по активности было и в представленных на премию проектах. Наша гипотеза – именно в этих отраслях «человеческий фактор» становится критически важным для эффективной работы, по сути – основным средством производства являются сотрудники, их компетенции и идеи, их вовлеченность, их готовность вкладываться в результат компании – в разработку ПО, в работу с клиентами. И поэтому в этих отраслях качество коммуникации с сотрудниками приобретает повышенное значение.
Функция внутрикома активно сепарируется от «родительских функций» – HR и внешних коммуникаций (PR, маркетинга). Это еще «подростковая сепарация» – сохраняется зависимость и соподчиненность целям и задачам других бизнес-подразделений, внутриком преимущественно сохраняет сервисные черты, однако уже около трети опрошенных отметили, что внутренние коммуникации самостоятельны, и находятся в подчинении первой линейки менеджмента.
Стратегичности у внутренних коммуникаций пока немного: большинство наших респондентов отметили, что цели и задачи по внутрикому формируются скорее спонтанно, чем централизованно, и носят реактивный характер; не хватает продуманных метрик эффективности работы внутренних коммуникаций (зачастую даже задачи не стоит по замеру результатов работы); и сама система внутренних коммуникаций «растет органично», а не целенаправленно – нет понимания целевого состояния, и практически нет аудита ее актуального статуса (только 13% компаний проводят такой аудит регулярно).
Поэтому вердикт нашего исследования в 2022 году: «Еще растем! И начинаем потихонечку взрослеть». «Внутриком» как бизнес-функция пока незрел, отрасль находится в стадии поиска себя и обретения своей идентичности – через цели и задачи, обмениваясь опытом, делясь экспертизой, формируя бенчи, и просто общаясь в теплой дружеской атмосфере на конференции InterComm. Такие события делают отрасль, и помогают работающим в ней людям.