Все услуги
aaa
Зачем компании нанимают на работу бывших предпринимателей

Комментарий июль 2021

Зачем компании нанимают на работу бывших предпринимателей

За последние два года 30% работодателей стали чаще брать на службу бывших владельцев бизнеса, выяснили аналитики хедхантинговой компании Kontakt Intersearch Russia. В опросе участвовали 412 работодателей.

Чаще всего предпринимателей нанимают, чтобы запустить новый продукт или выйти на новые рынки. По мнению респондентов Kontakt Intersearch, бывшие предприниматели справляются с этой работой лучше наемных менеджеров. 85% респондентов считают вклад бывших предпринимателей в работу компании либо положительным, либо скорее положительным, нежели нейтральным или негативным.

Однако люди с предпринимательским бэкграундом – особая и весьма хлопотная категория сотрудников для нанимателей. Обращаться с ними нужно не так, как со всеми остальными наемными работниками. И, судя по результатам опроса, у российских работодателей пока не слишком получается найти подход к бывшим основателям бизнеса.


Достоинства и недостатки

Примерно 31% работодателей при прочих равных отдадут предпочтение кандидатам с опытом предпринимательства. Однозначное «да» предпринимателям скажут 17% компаний, категорическое «нет» – 14% работодателей, показывает опрос Kontakt Intersearch Russia.

По данным опроса Kontakt Intersearch Russia, чаще всего бывших предпринимателей приглашают в подразделения развития бизнеса, инноваций, разработки продуктов (59% респондентов). Их задачи – вывод новых продуктов (51%), трансформация бизнеса и выход на новые рынки (по 37%), разработка стратегии бизнеса (33%). Реже всего (25%) бывших предпринимателей нанимают на поддерживающие функции (в технический, финансовый, кадровый, юридический отделы) и почти не приглашают для антикризисного управления (19%) и сделок слияний и поглощений (8%).

Предпринимателей редко нанимают нефтяные компании, предприятия тяжелого машиностроения и банки. Чаще всего с запросами о найме предпринимателей обращаются компании из IT, ритейла и электронной коммерции, образовательной и медицинской сферы, рассказывает Марина Тарнопольская, управляющий партнер Kontakt Intersearch Russia.

В государственных компаниях служба безопасности не пропускает кандидата, если на него зарегистрированы юрлица: требуют закрыть и остановить бизнес, рассказывает Тарнопольская. Поэтому в компаниях с госучастием и госкорпорациях почти нет предпринимателей, говорит она.


Капризные люди

Около 36% нанимателей, делая предпринимателям предложения о работе, получали отказы. Причины – низкая зарплата (50%), неинтересные задачи (38%), негибкая корпоративная культура (27%), жесткий график работы (23%) и не понравившийся непосредственный руководитель (19%).

Часть компаний стараются мотивировать кандидатов финансово. Примерно 39% опрошенных готовы платить сотруднику с опытом предпринимательства зарплату выше рыночной. Около 67% компаний помимо оклада готовы выплачивать бывшим предпринимателям бонусы, 33% – процент от прибыли, 17% – предоставлять опционы и долгосрочные программы вознаграждения, 7% – давать акции.


«Индекс основателя»

В 2015 г. консалтинговая компания «ЭКОПСИ Консалтинг» совместно с РВК провела исследование и выяснила, чем отличаются основатели стартапов от наемных менеджеров. В исследовании приняли участие 73 российских основателя технологических стартапов и 700 менеджеров отечественных и международных компаний. Целью было выяснить, какой набор качеств отличает основателей отечественных стартапов от наемных менеджеров. Авторы исследовали, насколько респонденты были нацелены на независимость, стремились к демонстрации успеха, ценили возможность решения сложных задач и организационную эффективность. Исследователи использовали два опросника германской компании Cut-e, каждый из которых состоял из 38 групп критериев. Суммарный набор качеств отражал специально придуманный «индекс основателя» – Founder Index, меняющийся в диапазоне от 0 до 1. На нижнем конце – зависимый, нерешительный, действующий по указке человек, а высший балл (единицу) получал активный, готовый к риску и нацеленный на успех супербоец с отличными организационными способностями. Исследование выявило, что 87,5% менеджеров имеют Founder Index менее 0,3 и лишь менее 1% – «индекс основателя» 0,7. Напротив, более чем у 60% стартаперов этот индекс превысил 0,7.


Тем не менее лишь 49% предпринимателей задерживаются в компаниях дольше чем на два года. Примерно треть работает 1–2 года, меньше года – 14%. Встречается и краткосрочный наем: менее полугода работает 6% предпринимателей, менее трех месяцев – 1%.

Обычно предприниматели покидают компанию сразу после завершения проекта (31%), увольняются по собственному желанию без объяснения причин (29%) или оставляют работодателя, чтобы снова развивать собственный бизнес (18%).

Чтобы выполнить задачи, поставленные работодателем, предпринимателю достаточно и года, считает Тарнопольская. После запуска продукта или проекта наниматели часто заменяют стартапера операционным управленцем, который ведет бизнес, говорит Тарнопольская. Компании просто не умеют удерживать бывших предпринимателей, отмечает эксперт.

Непродолжительные сроки работы партнер компании «ЭКОПСИ Консалтинг» Григорий Финкельштейн считает свидетельством неспособности интегрировать предпринимателя в структуру компании.

Идея, что в компании появятся инновации, если нанять предпринимателей, не лишена оснований, говорит Финкельштейн. Но при ее реализации возникают трудности. Если компании помещают нанятых предпринимателей в те же условия жесткого контроля, что и всех остальных сотрудников, предприимчивость не дает результатов. Вместо того чтобы предпринимать, люди бегают по кругу корпоративных процедур, говорит Финкельштейн. По его словам, наиболее продвинутые компании выделяют в своей структуре отдельное подразделение для предпринимателей (например, цифровой портал или инновационный центр) и изолируют его от всех остальных подразделений.

Андрей Крылов, основатель платформы для автоматизации процессов управления персоналом Skillaz, говорит, что лучше всего поступают компании, которые предлагают бывшим или действующим бизнесменам создать и возглавить новые обособленные направления – бизнес в бизнесе. Но рано или поздно такие предприниматели сталкиваются с ограничениями, присущими корпорациям, говорит Крылов.

По данным Kontakt Intersearch, из тех респондентов, кто решился взять на работу бывшего предпринимателя, около 47% не заметили никаких трудностей в работе с ним. Остальные назвали следующие проблемы: сложность выполнения корпоративных правил и следования корпоративной культуре (36%), сотрудник оказался некомандным игроком (15%), не признает авторитетов (15%).


Вырастить своих

Некоторые компании не ищут предпринимателей на стороне, а растят их внутри, вовлекая штатных сотрудников.

Покупка стартапа или сотрудничество со сторонней командой не всегда помогают корпорации стать более инновационной – гораздо эффективнее создать среду, в которой идеи и инновационные проекты предлагают сами сотрудники, а компания тестирует гипотезы и масштабирует наиболее удачные из них, говорит Иван Мельник, директор по инновациям Х5 Retail Group.

В октябре 2020 г. ритейлер совместно с Фондом развития интернет-инициатив запустил акселератор внутреннего предпринимательства X5 Idea Challenge. В первый набор сотрудники подали 226 проектов. По итогам конкурса было выбрано 50 команд и профинансировано 15 пилотных проектов. Из них 11 проектов подготовлено для бизнес-заказчиков торговой сети «Пятерочка» и четыре – для торговой сети «Перекресток». Всего в программе участвовало более 400 сотрудников из 10 городов России.

Разработанные ими решения автоматизируют процессы в магазинах, распределительных центрах, оптимизируют логистику, повышают эффективность проектных команд и инструментов управления персоналом, увеличивают прибыль за счет новых направлений бизнеса, говорит Мельник.

По итогам первого набора X5 Idea Challenge ритейлер запустил в 3 раза больше пилотных проектов, чем планировал изначально. В 2021 г. Х5 планирует расширить географию и рассмотреть еще больше идей – до 300 проектов на первоначальной стадии.

Сейчас в офисах и торговых точках Х5 работает 329 000 сотрудников. Крупная компания вроде Х5 Retail Group, где работает 15 000–20 000 руководителей, нуждается примерно в 500 предпринимателях, она способна вырастить их самостоятельно за счет большой базы, считает Финкельштейн. Компаниям помельче нужно нанимать сторонних кандидатов и удерживать их, говорит эксперт.


Банкротов не ждут

Предприимчивость – наиболее востребованная компетенция при поиске топ-менеджера. Но компании ищут предпринимательский дух, а не предпринимательский опыт, говорит основатель платформы для проектной занятости топ-менеджеров и одноименной компании по подбору топ-менеджеров Exec4.0 Наталия Ютанова. Нанимая на работу менеджера, у которого были свои бизнес-проекты, компании тревожатся, что кандидат может оказаться плохо управляемым, станет отвлекаться на свои проекты или попытается за счет компании создать новые возможности для собственного бизнеса, особенно если он работал в той же отрасли (а обычно так и бывает), замечает Ютанова.

Откровенно неудачный предпринимательский опыт кандидатов отпугивает нанимателей, если речь идет о высоких должностях. Сейчас на рынок труда вышло немало предпринимателей, которые не смогли удержать бизнес на плаву во время пандемии, они пытаются устроиться в компании топ-менеджерами, рассказывает Феликс Кугел, управляющий директор кадровой компании Unity. Однако закрытие собственного бизнеса – плохая рекомендация для претендента на высшие должности. Работодатели опасаются, что на новом месте экс-предприниматель повторит старые ошибки, говорит Кугел.



Новость 22.07.2021

Исследование «Зеркало внутреннего коммуникатора»