Все услуги
aaa
Зачем компании используют игры для обучения персонала

Обзорная статья Ноябрь 2015

Зачем компании используют игры для обучения персонала

Ведомости № 3958, 12 ноября 2015 г.

Все больше компаний используют компьютерные игры для обучения сотрудников и привлечения персонала, поскольку имитирование рабочей реальности помогает новичку получить опыт старшего сотрудника без выхода на рабочее место. Раньше этот способ использовали топ-менеджеры, констатирует Олег Чумаков, руководитель образовательного направления софтверной компании Nival. А сейчас игры становятся популярным инструментом привлечения менеджмента среднего звена. Эксперты говорят, что этот способ обучения сотрудников полезен и недорог, однако и он не решает всех кадровых проблем, с которыми сталкиваются компании при поиске молодых сотрудников.

По данным Чумакова, рынок образовательных и симуляционных игр в России пока еще мал и составляет около $100 млн. Однако в ближайшее время он будет расти, уверен эксперт. Стоимость разработки программного обеспечения невысока. Средний расход средств может достигать нескольких сотен тысяч долларов, предполагает Чумаков. Но в будущем стоимость, вероятно, снизится, так как появятся платформы-конструкторы, которые помогут создавать игры самостоятельно.

Биржа в аэропорту

Например, аэропорт «Домодедово» применяет обучающие игры с 2010 г. С их помощью компания планирует увеличить приток молодежи на управленческие позиции (от директора аэропорта до экономиста) и заранее обучить их будущим специальностям. А в конце октября 2015 г. выпустила пятую версию компьютерной игры DME Live Classic. По словам представителя аэропорта «Домодедово» Александра Власова, сейчас в компании в целом есть 1500 специальностей и каждая требует помимо стандартного обучения прохождения специального образовательного курса. Компания с 2000 г. сотрудничает с несколькими московскими профильными вузами и колледжами по программе «Приток». И игра была создана в первую очередь для их студентов. По данным Власова, разработка DME Live Classic обошлась «Домодедово» в 28 млн руб. Хотя аэропорт пока не проводил никаких исследований для оценки эффекта использования игр.

DME Live Classic, по сути, экономическая стратегия: в ней симулируется деловая и реальная активность аэропорта. Играя, можно проводить регистрацию, просчитывать необходимое количество автобусов или трапов, распределять другие ресурсы. А еще управлять компанией, которая специализируется на наземном обслуживании самолетов, или авиакомпанией. Например, закупать самолеты Airbus A320, Airbus A380, Bombardier CRJ-200, вести деловые переговоры на английском языке. Новая версия позволяет создавать биржу и терминал для торгов ценными бумагами, а в финале игры можно выпустить акции и провести IPO.

Замена опыта

Тренд на геймификацию в корпоративном бизнес-обучении набирает обороты, этим форматом обучения интересуется все больше компаний, констатирует Олег Бусыгин, гендиректор консалтинговой и тренинговой компании Intake-Consult. Чаще всего рабочую реальность симулируют в финансовых и логистических компаниях. Их деятельность проще смоделировать математически. «Большой спрос всегда будет со стороны тех компаний, работа которых легко формализуется», — говорит Чумаков.

Бесспорный плюс геймификации в том, что она позволяет новичку получить багаж знаний, который есть у опытного сотрудника. Играя в компьютерные игры, можно заранее снять все риски и понять основные проблемы, которые могут возникнуть в реальной работе. «Опытный сотрудник видел много ситуаций и знает, как решать сложности. Его знания ложатся в основу игры, и молодой специалист, потренировавшись, решит проблему на уровне знатока. Учебники, конечно, дадут ему знания о том, что может случиться, но решение он должен принимать, исходя из практики и опыта, а их у него нет», — говорит Чумаков. Например, спектр игровых стратегий используется в компании IBM. В одной видеоигре участники попадают в виртуальный город, где они могут более эффективно организовать всю городскую жизнь. Они воплощают на практике разные бизнес-сценарии, рассказывает Чак Гамильтон, лидер по обучению виртуальным играм в IBM. Он добавляет, что 400 000 сотрудников компании, т. е. 40% ее персонала, работают из дома или в любых других местах, удаленных от офиса. Игры помогают коллегам связываться друг с другом и чувствовать себя одной командой.

Кстати, согласно исследованию, проведенному Трейси Ситцманном, профессором менеджмента Денверской бизнес-школы Университета Колорадо, сотрудники, которых обучали в форме игры, запоминали больший объем информации, лучше овладевали профессиональными навыками и дольше удерживали в памяти полученные знания.

Игры — хороший инструмент для привлечения и обучения сотрудников, особенно если учесть, что молодое поколение Y выросло на играх в соцсетях и смартфонах, говорит Павел Безручко, управляющий партнер компании «ЭКОПСИ Консалтинг». «Для них это привычный и комфортный формат обучения», — объясняет он.

Еще один плюс игрового формата в том, что компании достаточно один раз инвестировать средства в разработку игры и не надо каждый раз тратиться на организацию очного тренинга. Реальную пользу и сроки возврата инвестиций, правда, оценить сразу сложно. Надо сначала обучить определенную группу людей, а потом сравнить их результаты с группой, которая такой курс не прошла, говорит эксперт. Представитель компании «Домодедово» сказал, что пока они не проводили исследований такого рода.

Игровые ограничения

Тем не менее игры не полноценная замена реального опыта и эксперты советуют компаниям чрезмерно не увлекаться методами геймификации. По словам Бусыгина, игровые технологии должны служить лишь приложением к базовому образованию и очным тренингам. Сами по себе они знаний не прибавят. Кроме того, не стоит забывать, что работа на игровом симуляторе — это не больше чем теоретическо-практическая часть обучения, которая нужна для общего понимания той работы, которой человеку предстоит заниматься, поясняет Бусыгин. Игры не прививают конкретных навыков, которые могут пригодиться в реальной ситуации, особенно в экстремальных обстоятельствах, нередко возникающих в работе аэропортов. «Вы ведь не станете хорошим водителем, если вас обучить вождению на симуляторе. По-настоящему хорошо научиться водить машину можно только на настоящей дороге», — говорит Бусыгин. Поэтому ошибочно считать, что обученный на симуляторе сотрудник полностью готов к выполнению любых серьезных задач на работе.

Кроме того, у обучающих игр есть серьезное ограничение. В некоторых сферах игровые технологии не работают — например, их нельзя использовать для оценки результатов работы персонала. Чтобы оценить сотрудника, с ним надо пообщаться лично, игровые технологии и компьютерные игры не могут дать полного представления о том, как человек работает и что он умеет, объясняет эксперт. Игровая система не подойдет и компаниям, где процессы не стандартизованы, например рекламным агентствам, уверен Чумаков.

Наконец, надо еще уметь правильно пользоваться этими играми. Компании, которые не продумывают заранее, какая именно обучающая компьютерная программа им нужна, с какой целью они будут обучать сотрудников и как надо будет оценивать результаты обучения, не получат желаемого инструмента. Директор по персоналу может неправильно сформулировать задание разработчикам и получить некачественный и неподходящий для компании программный продукт, объясняет Бусыгин. Правда, в последнее время HR-директора крупных компаний научились четко формулировать цели компании и ставить задачи перед разработчиками игр. А среднему и малому бизнесу еще предстоит научиться правильно применять обучающие игры, пока для них это скорее бесполезные игрушки, говорит эксперт.

Читать статью на сайте газеты «Ведомости»

Новость 16.05.2022

Новая книга Марка Розина «Восхождение по спирали»

Подписывайтесь на телеграм-канал ЭКОПСИ! Новости, события, анонсы мероприятий, видео и статьи.
закрыть