Все услуги
aaa
Впусти меня: как коучи и менторы вредят российским компаниям

Комментарий Октябрь 2022

Впусти меня: как коучи и менторы вредят российским компаниям

РБК PRO от 06.10.22

Коучинг (от англ. coaching — «тренировка») — метод обучения, в процессе которого коуч помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели.

Активное развитие коучинга в России началось в начале 2000-х гг. Несмотря на относительную «молодость» российского коучинга, спрос на него велик как в частном, так и в корпоративном сегментах.

Спецификой отечественного коучинга является недостаток профессионалов – сертифицированных и квалифицированных коуч-тренеров. При этом очевидно, что людей, называющих себя коучами, на рынке сегодня очень много. И причина тому – мода на коучинг, и, значит, возможность получения быстрого дохода. Тут и таится опасность – недобросовестный коуч может поставить крест на развитии бизнеса.

Услуга коучинга на своей заре представлялась элитной. Сегодня же на рынке существует множество предложений на любой вкус и кошелек. И, если коуч-профессионал способен спасти бизнес и карьеру, то коуч-шарлатан вполне способен завести бизнес в тупик.

Сегодняшние реалии вывели из зоны комфорта очень многих, и умение безошибочно распознавать настоящего профессионала особенно востребовано.


По верхам


Если коуч не вникает в ситуацию клиента, но при этом транслирует мотивационные лозунги, то, скорее всего, вы имеете дело с шарлатаном. «Заместитель руководителя департамента, умный и компетентный, хотел стать руководителем, и они с коучем поставили такую цель — занять искомое кресло за такой-то срок. Дальше не было ни слова про то, какие навыки для этого нужно развить, что изменить во взглядах и поведении — его просто накачивали мотивацией. На каждой встрече коуч вопрошал, что он сделал для того, чтобы приблизиться к цели, и провозглашал, что, если тот не добьется желаемого, то будет последним неудачником. Никакого серьезного разбора ситуаций, который мог бы привести клиента на эту позицию, не было. Кончилось все тем, что на место назначили другого, а заместитель не смог с этим справиться и ушел — никакого плана на этот случай они с коучем не разрабатывали. При этом менеджер хотел работать в компании, ему было интересно, но его настолько накрутили, что в итоге он почувствовал себя ничтожеством и не смог продолжать», — приводит пример Мария Макарушкина, руководитель практики VIP-консультирования «ЭКОПСИ».


Границы допустимого


Если коучи не до конца понимают позицию заказчика, то в результате обучения может выйти совсем не то, за что им платили. Так, в одной компании пригласили тренера в качестве подарка сотрудникам. Руководство своим жестом хотело поддержать талантливых сотрудников. Однако в процессе прохождения обучения некоторая часть сотрудников просто уволилась – люди увидели блестящие перспективы в других местах и поспешили забрать документы. Ситуация анекдотическая. И ее, конечно, можно было избежать, обозначив границы приглашенного коуча, зафиксировав в соглашении формат работы только с бизнес-запросами в данной компании.

Таким образом, ответственность за работу с коучем лежит во многом и на заказчике.


Выбор профессионала


Российская бизнес-среда из-за особого национального менталитета существует по принципу «сарафанного радио», и эта особенность закаляет настоящих профессионалов и выталкивает с рынка дилетантов.

При выборе настоящего профессионала стоит смотреть на опыт, образование и сертификаты коуча, при этом важен не столько сам факт наличия сертификатов, сколько факт их регулярного подтверждения.

При этом стоимость услуг и симпатия к специалисту – важные, но не первостепенные качества.

Эксперты отмечают, что профессиональные коучи имеют, как правило, довольно узкую специализацию. Каждый специалист как правило отметит свое любимое направление для работы, где его опыт и знания дадут максимальный эффект.


Профессиональная этика


Согласно этическим нормам, на первой встрече с клиентом коучу нужно убедиться, что проблемы клиента решаются именно методами коучинга. Нередки случаи, когда выясняется на сессии, что людям, обращающимся к коучам, в первую очередь необходим психолог или доктор. Тут работает общее правило, что сперва нужно разобраться с той проблемой, которая важнее.

Как и любой специалист, коуч может отказаться в ситуации, которая может навредить его объективности. Поэтому коуч-профессионал будет аккуратно избегать любых отношений, которые могут исказить или повлиять на качественное оказание услуги.


Подробнее читайте в полной версии статьи на сайте PБК Pro


Новость 16.05.2022

Новая книга Марка Розина «Восхождение по спирали»