Все услуги
aaa
Результаты Всероссийского мониторинга вовлеченности персонала 2024

Исследование Июнь 2025

Результаты Всероссийского мониторинга вовлеченности персонала 2024

Всероссийский мониторинг вовлеченности персонала проводится компанией «ЭКОПСИ» уже 14 лет. За это время в исследовании приняли участие более 2500 компаний из всех отраслей экономики и более 1 млн респондентов.

Модель вовлеченности «ЭКОПСИ» и индекс вовлеченности

Модель вовлеченности состоит из трех элементов: увлеченность работой (любит свою профессию, увлечен работой), приверженность компании (любит компанию и чувствует сопричастность) и инициатива (проактивен, делает больше, чем формально должен). «ЭКОПСИ» оценивает интегральный показатель — индекс вовлеченности, который формируется на основе этих трех компонентов.

Основные выводы

Вовлеченность снижается

По итогам 2024 года индекс вовлеченности снизился на 3 п. п. — с 67% в 2023 году до 64% в 2024-м. Это самый низкий показатель за последние 5 лет, что особенно заметно на фоне небольшого роста в 2023 году (результат стимулирования экономики за счет госзаказов и общего ощущения уверенности в завтрашнем дне среди сотрудников). Падение не драматическое, но индекс продолжает углубляться в зону риска, что требует повышенного внимания со стороны компаний. Индекс отражает общий уровень вовлеченности в России, но по отраслям картина существенно различается.

Сильнее всего на индекс вовлеченности повлияло снижение уровня приверженности компании на 5 п. п. (с 72 до 67), что является одним из трех ключевых компонентов в модели «ЭКОПСИ». Сотрудники видят все меньше причин держаться за своего работодателя, если он не создает достаточно комфортных и привлекательных условий, а множество альтернативных вакансий дает им возможность выбора.

Лояльность существенно снижается

Одновременно с эим индекс лояльности сотрудников — eNPS — снизился на 13 п. п.: с 32 до 19. Почти все отрасли показывают отрицательную динамику eNPS, причем особенно заметно снижение в производственном секторе (–29 п.п.), добыче и энергетике (–54 п.п.), а также ритейле и продажах (–38 п.п). В ритейле колебания происходят регулярно, тогда как существенное падение в промышленности, вероятно, связано с высокой конкуренцией за персонал — новые или возобновленные производства, в том числе предприятия ВПК, активно переманивают специалистов, прежде всего рабочих. В отраслях с высокой конкуренцией за таланты (оптовые продажи, IT) eNPS остается выше за счет активных инвестиций в условия труда и развитие персонала. При этом рост по итогам года показали только IT (+14 п.п.) и, что примечательно, пищевая промышленность (+10 п.п.).

Что сильнее всего влияет не вовлеченность?

Эксперты «ЭКОПСИ» оценивают не только индекс вовлеченности, но и отдельные индикаторы, которые определяют общую удовлетворенность сотрудников бизнес-процессами, условиями труда, атмосферой в компании. Анализ 15 факторов помогает организациям увидеть, что не устраивает сотрудников и что стоит изменить.

Наиболее значимыми факторами, влияющими на вовлеченность, стали совпадение личных и корпоративных ценностей, отсутствие бессмысленных совещаний, прозрачность и понятность карьерных перспектив, возможность свободно выражать свое мнение.

В то же время ключевыми драйверами готовности уйти из компании стали: избыточность ненужных совещаний, токсичная среда и плохие отношения с коллегами, отсутствие веры в правильность стратегии компании и ее будущее, непонимание своей зоны ответственности и вклада в общий результат.

 Топ-5 индикаторов, влияющих на вовлеченность

Топ-5 факторов, влияющих на готовность покинуть компанию 
1. Совпадение личных и корпоративных ценностей — комфортная ценностная среда.

1. Неэффективные процессы и ощущение бессмысленности работы — избыточность ненужных совещаний, бюрократия.

2. Эффективность рабочих процессов — отсутствие бессмысленных совещаний.

2. Токсичная среда и неблагоприятные отношения с коллегами — увольняются от людей, а не задач.

3. Прозрачность и понятность карьерных перспектив — сотрудники знают, что делать для роста.

3. Отсутствие веры в будущее компании — недоверие к правильности стратегии компании и неясность целей.

4. Открытость коммуникаций — возможность свободно выражать мнение.

4. Отсутствие понимания личной эффективности и вклада в результат.

5. Принятие и готовность соблюдать ценности компании — не только декларируемое, но и реализуемое поведение.

5. Размытость зоны ответственности и неясные критерии оценки.

Меньше всего желание остаться в компании выражают сотрудники из сфер ритейла, продаж, промышленного производства, добычи и энергетики. Важно: в исследовании речь идет не о фактической текучести персонала, а о намерениях. Это говорит скорее о внутренней неудовлетворенности и готовности рассматривать альтернативных работодателей.

Рост внимания компаний к карьерному росту

Компании стали уделять больше внимания карьерным возможностям и компенсациям, и сотрудники это замечают:

  • +7 п. п. (с 12 до 19) — «Я смогу зарабатывать больше при эффективной работе».
  • +7 п. п. (с 46 до 52) — «Я знаю, что делать для карьерного роста».

Это усиливает доверие и приверженность, особенно в условиях неопределенности.

Сотрудники стали требовательнее к условиям труда

Увеличились ожидания к соцпакетам (на фоне повышения рыночных стандартов) и условиям труда (возможно, из-за сокращения бюджетов):

  • –10 п. п. (с 44 до 35) — «Меня устраивает соцпакет».
  • –10 п. п. (с 61 до 52) — «Компания обеспечивает комфортные условия труда».

Сотрудники видят, что другие работодатели предлагают лучшие условия, и становятся более требовательны.

В ответах на открытые вопросы респонденты отмечают, что ценят стабильность и текущую зарплату, но также хотят улучшить эффективность процессов, взаимодействие между отделами и уровень оплаты труда.

Совещания могут влиять как в положительно, так и отрицательно

Совещания стали фактором, который одновременно может и повысить вовлеченность, и повлиять на готовность покинуть компанию. Эффективная организация бизнес-процессов, когда нет бессмысленных совещаний, отнимающих много времени, существенно влияет по уровень вовлеченности сотрудников (значимость 4,3, второе место среди всех индикаторов). В то же время избыточные или неэффективные совещания — их слишком много или они не несут ценности — становятся ключевым драйвером готовности к уходу (значимость 5,5, максимальная среди 15 индикаторов). Совещания также вошли в список вопросов с наибольшей негативной динамикой (–8 п.п.): сотрудники не видят в них пользы, даже если они хорошо структурированы. 

Паспорт исследования

  • 39% мужчин, 61% женщин
  • 74% специалистов, 26% руководителей
  • Возраст участников — от 21 года, основная группа — 30–45 лет.
  • Трудовой стаж: до 5 лет — 62%, от 5 до 10 лет — 19%, более 10 лет — 19%.
  • 70% участников работают в очном формате

Скачать полную версию отчета «Всероссийского мониторинга вовлеченности персонала»

Больше материалов про вовлеченность от «ЭКОПСИ»


Обзорная статья 13.02.2024

Книга Андрея Онучина «Трудовые будни. От выживания к вовлеченности»

Подписывайтесь на телеграм-канал ЭКОПСИ! Новости, события, анонсы мероприятий, видео и статьи.
закрыть