Все услуги
aaa
Реальный профиль эффективного сотрудника: результаты исследования компетенций в России

HRTimes №35 май 2020

Реальный профиль эффективного сотрудника: результаты исследования компетенций в России

До сих пор для оценки сотрудников и принятия кадровых решений абсолютное большинство компаний используют модели компетенций. По данным западных исследований[1], 74% компаний пользуются компетенциями, а обладание нужным компетенциями отвечает за 43–64% результативности сотрудников.

Но консультанты «ЭКОПСИ» задались вопросом: действительно ли все компетенции, зафиксированные в виде модели компетенций, связаны с реальной эффективностью сотрудников? Или они существуют лишь формально?

В конце 2019 года компания «ЭКОПСИ» провела большое исследование компетенций на основе анализа данных. Результаты показали, что из 5 компетенций, чаще всего используемых в моделях разных компаний, только 2 — «Ответственность» и «Инициативность» — связаны с эффективностью сотрудника, то есть помогают работать более эффективно. Сотрудники, обладающие другими компетенциями из этого списка, как правило, оказываются наименее эффективными в своей компании.

Топ-5 компетенций в России:

  1. ответственность,

  2. командность,

  3. лидерство,

  4. инициативность,

  5. развитие подчиненных.


Об исследовании компетенций

Всероссийское исследование компетенций «ЭКОПСИ» — первое исследование компетенций в России, основанное не на субъективных мнениях менеджеров, а на реальных данных о поведении сотрудников и их эффективности.

Данные исследования учитывают оценки порядка 80 000 сотрудников из более чем 30 российских компаний, представляющих разные отрасли и сферы деятельности, а также разные по масштабам и количеству сотрудников. В рамках исследования руководители оценивали своих непосредственных подчиненных по двум параметрам — эффективности и поведению, проявляемому на работе.

В исследовании использовались современные методы обработки больших данных на основе искусственного интеллекта и машинного обучения, что позволило сформировать кластеры компетенций из оценок поведения и анализа связи между компетенциями и реальной эффективностью сотрудников.

По итогам исследования была создана универсальная модель компетенций — DCM (Data-based Competence Map), которая описала и оценила ключевые качества реальных людей, работающих в российских компаниях.


33 компетенции, объединенные в 9 метакомпетенций

Вошедшие в DCM компетенции покрывают 93% компетенций, содержащихся в современных моделях различных российских компаний.

Delta_Pic_4.jpg

Профиль эффективного сотрудника: какие компетенции нужны для эффективной работы в российской компании

HRT_Infographics_Pic_1.jpg

Идеальный, максимально эффективный сотрудник для большинства российских компаний — индивидуалист, полностью нацеленный на личную эффективность. Его профиль компетенций отражает готовность и способность решать имеющиеся задачи максимально эффективно и самостоятельно.

При этом он не готов слушать других и учитывать их потребности — неважно, идёт ли речь о его коллегах или о клиентах компании.


Профиль менеджера: какие компетенции нужны состоявшимся и потенциальным руководителям в России

HRT_Infographics_Pic_2.jpg

Менеджер в российской компании — человек, в первую очередь лояльный своей организации. Также он умеет устанавливать контакты и влиять на других людей, планирует свою работу и понимает бизнес-контекст.

Противопоказания к руководящей должности — готовность подстраиваться под изменения, следовать правилам и выстраивать взаимодействие с коллегами.


[1] Fortune & Aon Hewitt, 2011; Headhunter, 2016; Korn Ferry, 2016; Towler and Britt, 2006.




Обзорная статья 24.09.2021

Внутренние коммуникации: взгляд изнутри