Исследование Ноябрь 2020
Бизнес-системы в металлургии и горной добыче
Балакшин Михаил
Старший партнёр, руководитель блока «Стратегия и операционная эффективность»
Блок «Стратегия и операционная деятельность» «ЭКОПСИ» провели закрытый круглый стол лидеров Бизнес-систем в металлургии и горной добыче. Формат – онлайн, поэтому мы его назвали «круглый Zoom».
Участниками стали компании, добившиеся серьезных результатов в развитии Бизнес-систем: Северсталь, ЕВРАЗ, НЛМК, Металлоинвест, Метинвест, ЧТПЗ, УГМК, Еврохим, Красцветмет.
Участниками стали компании, добившиеся серьезных результатов в развитии Бизнес-систем: Северсталь, ЕВРАЗ, НЛМК, Металлоинвест, Метинвест, ЧТПЗ, УГМК, Еврохим, Красцветмет.
Почему решили провести круглый стол?
Летом 2020 года «Стратегия и операционная деятельность» провели исследование – бенчмаркинг в области производственных и бизнес-систем. В нем приняли участие практически все ключевые игроки металлургической и горнодобывающей отраслей – 36 разных предприятий с разным уровнем развития Бизнес-систем.Участники заранее ознакомились с результатами исследования, поэтому на круглом столе мы:
- Сравнили стратегии повышения эффективности разных компаний
- Обсудили, какие методы работают, а какие являются просто временной модой
- Поделились проблемами и просто пообщались в кругу ключевых экспертов отрасли
Эффекты от использования бизнес-системы в ГМК
Исследование показало три самых значимых эффекта от использования бизнес-системы в ГМК – это сокращение простоев оборудования, дополнительная выручка и сокращение затрат. Интересно, что в среднем по другим отраслям ситуация иная. Там лидирующие позиции занимают улучшение условий труда и безопасность.Генеральный директор ICE Михаил Балакшин задал участникам вопрос, каких эффектов они планируют достичь в будущем? Большинство ответили, что фокусируются на трех вещах – повышении прибыли, улучшении клиентского опыта и цифровизации. Также почти все отметили, что основной приоритет – увеличение объема производства и снижение затрат, как результат – рост прибыли. При этом в связи с пандемией ключевые цели у компаний не поменялись, а только были скорректированы под онлайн.
Интересные практики Бизнес-систем
Исследование позволило оценить распространённость и эффективность 52 различных инструментов, применяющихся в Бизнес и Производственных системах. Вместе с участниками круглого стола мы посмотрели, в чем отличия применения инструментов в разных отраслях.Так, например, картирование потока создания ценности по ряду причин не очень популярно и не очень эффективно в горной добыче:
Оживлённую дискуссию также вызвал опыт применения 6 Сигма.
Среди самых распространённых и эффективных практик металлурги отметили – быструю переналадку, глубокую декомпозицию КПЭ, кросс-функциональные команды и предиктивное техническое обслуживание и ремонт.
В горной добыче расклад немного иной. Ключевые практики – это унификация объектов, быстрая переналадка, доска решения проблем. При этом есть несколько практик, показывающих свою эффективность, но не распространены в компаниях. Например, гибкие методы управления проектами и точно-вовремя (Just-in-Time).
Среди компаний-участников круглого стола многие смотрят в сторону agile-подхода – причем в планах распространить его не только на цифровые проекты, но и на функционирование любых других команд, в том числе производственных. Основные ожидания от agile – развитие самоуправляемости команд и улучшения скорости процессов, time-to-market.
Алексей Гринин, директор по консалтингу ICE, поделился подходом к выбору инструментов на основе анализа дерева прибыли компании. Многие из участников круглого стола также говорили о том, что выбор инструментов должен чётко исходить из ожидаемого экономического потенциала по тем или иным направлениям деятельности.
Проблемы Бизнес-систем и методы борьбы с ними
В исследовании участники выделили 3 ключевые проблемы – зарегламентированность, организационные проблемы и плохая коммуникация. Возможно, именно вследствие этого в среднем 44% (!) сотрудников не понимают, зачем им Бизнес-система.Здесь также видна отраслевая специфика. Так, например, для горной добычи ключевая область развития – плохая коммуникация между разными функциями (горизонтальная коммуникация). А для металлургии – зарегламентированность, бюрократия. Также в горной добыче сложнее подобрать подход к Бизнес-системе, который был бы хорошо воспринят – чаще сотрудники не понимают смысла Бизнес-системы и отдельных инструментов.
Другие проблемы, стоящие перед компаниями-участницами круглого стола: устаревшие процессы, не позволяющие быстро принимать решения; сложность постановки амбициозных целей; отсутствие ощутимого эффекта от программ повышения надежности.
Практики регулярного менеджмента
В рамках исследования помимо развития Бизнес-системы мы изучали уровень регулярного менеджмента в российских компаниях. Руководитель практики организационных изменений Анастасия Попова поделилась результатами на круглом столе.Практики регулярного менеджмента — это конкретные управленческие действия, повторяющиеся по календарю или в ответ на стандартные обстоятельства. Например, линейный обход, обратная связь, беседы по эффективности, совещания по выработке решения.
Исследование показало, что существует высокая корреляция доли регулярного менеджмента в работе руководителей и эффектов от Бизнес-систем (дополнительная выручка, производственная культура, сокращение простоев оборудования и сокращение затрат).
Подход к аудиту Бизнес-систем
Финальной точкой мероприятия стало обсуждение подходов к аудиту бизнес-систем.В одной из металлургических компаний проводят аудит бизнес-системы по трем направлениям: целеполагание, вовлечение людей в достижение целей и эффективный набор инструментов. В компании важно было поменять восприятие аудитора с контролирующей функции на поддерживающую.
В другой компании перешли от оценки приживаемости к оценке четырех направлений: система управления эффективностью, поведенческие установки, компетенции и инструменты и практики.
Со своей стороны Михаил Балакшин поделился опытом диагностики Бизнес-систем на основе моделей, используемых в блоке «Стратегия и операционная деятельность».
Завершением стало анонимное голосование, в ходе которого все участники поддержали дальнейшее проведение таких круглых столов. Возможно, как сказал один из участников, металлурги – это особые люди, которые, конкурируя, готовы сотрудничать и общаться.
Обзорная статья 13.02.2024