На одной из встреч руководитель поделился историей из личного опыта:
«Долгое время я успешно руководил производственным подразделением. У нас был слаженный коллектив, в котором каждый чувствовал ответственность за результат, был готов пройти «дополнительную милю» ради общих целей. Наша культура безопасности была на высоком уровне – мы соблюдали требования, выявляли риски, проводили регулярные тренинги и обсуждали вопросы безопасности на совещаниях.
Затем меня перевели в филиал, который находился в другом регионе. Там сотрудники были грамотные, опытные, и когда я отдавал рабочие распоряжения, они выполнялись четко и в срок, но вот с правилами у здесь было «не очень». Я с энтузиазмом взялся за дело и начал применять лидерские инструменты, которым меня учили и которые отлично работали в прежнем коллективе. Я надеялся, что смогу создать такую же сильную культуру безопасности и здесь, но неожиданно столкнулся с глухой стеной непонимания...»
Почему попытки развивать лидерство иногда проваливаются?
От чего зависит, принесёт ли новый лидерский инструмент реальную пользу или так и останется грудой фиктивных отчётов на столах у руководителей? Возможно, дело в неправильных людях? Или мы переоцениваем пользу самих инструментов? А может, инструменты хороши, но, как в забавном анекдоте, мы просто не умеем их готовить, то есть внедрять?
Исходя из практического опыта наших экспертов (а мы тут посчитали, суммарно он превышает 150 лет!), и люди, и инструменты здесь ни при чём, да и с внедрением у компаний, как правило, принципиальных затруднений не возникает. Проблема большинства неудач в ином.
Нас ведь не удивляет, тот факт, что школьник, который идет в первый класс, изучает азбуку и простые правила сложения и вычитания, пятиклассник решает уравнения, а выпускник изучает свойства тригонометрических функций. Это же так естественно – всему своё время. Тот же принцип работает и в случае с внедрением новых инструментов.
Чтобы избежать ошибок, внедряя лидерство, необходимо учитывать текущий уровень культуры безопасности в компании и использовать только те инструменты, которые соответствуют этому уровню.
Разрешите уточнить… Кто такой лидер?
Прежде, чем рассуждать о том, какие инструменты в каких случаях стоит применять, давайте сверим «часы». Небольшой опрос, проведенный нами в телеграм-канале «Осторожно! Безопасность!», был организован для того, чтобы определить, насколько одинаково аудитория канала понимает, что такое лидерство. Результаты опроса совпали с нашим экспертным представлением о лидерстве:
Главными характеристиками лидера респонденты назвали три качества, которые можно назвать ключевыми признаками лидерства на любом уровне культуры безопасности.
Лидер должен быть образцом для подражания. Он транслирует идеи безопасности и своими действиями подает личный пример, демонстрируя другим, как надо действовать.
Лидер должен мотивировать и вовлекать. Он не просто указывает другим верное направление или раздаёт распоряжения, а создает условия для активного участия работников в процессах, вдохновляет на осознанные действия по развитию безопасности.
Лидер должен брать на себя ответственность за предотвращение происшествий, формирование безопасной среды. Лидер не перекладывает ответственность за безопасность на других, а сам выбирает оптимальный для текущих условий способ профилактики травм и происшествий и реализует его.
Казалось бы – показывай своим примером, как правильно себя вести, и помогай другим делать так же. Но не всё так просто…