Все услуги
aaa
Новый цикл исследования, новый топ, новые инсайты

Обзорная статья Декабрь 2021

Новый цикл исследования, новый топ, новые инсайты

Habr.com от 03.12.21

Всем привет! Мы, команда Хабра и «ЭКОПСИ», провели исследование IT-брендов работодателей — 2021 и готовы поделиться итогами. Цель исследования — помочь с цифрами, фактами и инсайтами эйчарам, руководителям проектов, маркетологам, деврелам, PR-Tech специалистам, которые развивают свои компании и вливаются (или уже влились) в IT‑сообщество, а также айтишникам, которые хотят анонимно донести свои пожелания до работодателей. Считаем, что наш научный подход помогает всему IT‑сообществу, ведь компании, которые пытаются стать более привлекательными для айтишников, черпают вдохновение в нашей аналитике.

Итоги прошлогоднего исследования здесь (если лень читать, можно послушать выступление Артема Гринева).

В 2021 году лучшим IT-работодателем года вновь стала компания JetBrains, а весь топ-50 можно изучить в табличке ниже.

Место в рейтинге
Компания
Сила IT-бренда
Знают как работодателя
Оценили привлекательность как работодателя
1
JetBrains
98 %
1640
521
2
Cisco
94 %
1325
237
3
Aviasales
93 %
956
119
4
Red Hat
93 %
1114
109
5
DataArt
91 %
1020
230
6
Intel
90 %
1042
158
7
Deutsche Telekom IT Solutions
88 %
1538
224
8
IBM
88 %
1447
241
9
Wrike
88 %
913
174
10
Semrush
88 %
584
132
11
2ГИС
87 %
1884
157
12
Redmadrobot
85 %
1338
117
13
ABBYY
84 %
1259
113
14
SIEMENS AG
84 %
2619
161
15
DINS
83 %
802
115
16
Selectel
83 %
1456
114
17
SAP
82 %
2508
367
18
Accenture
82 %
565
90
19
Grid Dynamics
82 %
448
62
20
HeadHunter
82 %
1300
107
21
OZON
81 %
2105
342
22
Kaspersky
80 %
3075
502
23
Huawei
80 %
3827
460
24
Deutsche Bank
80 %
2124
199
25
Avito
80 %
1943
374
26
Playrix
78 %
1369
164
27
Veeam Software
78 %
850
118
28
Яндекс
76 %
5241
2462
29
Тинькофф банк
76 %
2520
685
30
Badoo
74 %
1283
147
31
McKinsey & Company
74 %
684
103
32
Positive Technologies
74 %
921
88
33
СКБ Контур
74 %
1264
211
34
Wargaming
73 %
2224
240
35
Haulmont
71 %
575
109
36
Точка банк
71 %
1413
127
37
Skyeng
69 %
849
98
38
Deloitte
66 %
894
120
39
Nexign
66 %
1625
145
40
Райффайзенбанк
65 %
1107
116
41
Dodo Pizza
64 %
750
87
42
EPAM Systems
62 %
3177
959
43
ВКонтакте
61 %
2886
446
44
Okko
61 %
3194
126
45
Иннотех
60 %
1234
72
46
Netcracker
57 %
2236
295
47
Mail.ru Group (после окончания исследования произошел ребрендинг, и сейчас компания называется VK)
54 %
3748
1051
48
Леруа Мерлен
54 %
1297
91
49
КРОК
53 %
2950
441
50
NAUMEN
52 %
1353
106


Методология исследования не изменилась с прошлого года. Если хотите подробней вникнуть в формулы, сделать это можно тут. В особенности полезно вспомнить про воронку бренда в основе опроса и её уровни. Здесь же кратко напомним формулу силы IT-бренда (по традиции на примере победителя — JetBrains).

Силища богатырская

1978 человек увидели компанию, из которых 1640 узнали JetBrains как работодателя. У JetBrains хорошая узнаваемость, хоть и ниже, чем у многих компаний, которые делают популярные B2C-продукты или услуги (но мы же силу бренда не по узнаваемости мерим).

Этих 1640 человек мы попросили выбрать от 1 до 4 лучших и столько же худших работодателей, которых они бы могли рекомендовать (или нет) своим знакомым в качестве места работы. Формула силы IT-бренда (она же привлекательность) для JetBrains следующая (разумеется, не все респонденты выбирали её лучшим или худшим работодателем):

It бренд_1.png

Доверительный интервал оценки JetBrains лежит между 98,20 и 99,49 процента. В рейтинг мы берём только нижнюю границу доверительного интервала, итого сила IT-бренда JetBrains составляет 98,20 %.

Вот так (совсем вкратце) мы вспомнили, как строится рейтинг по силе IT-бренда: по доле выбора компании как лучшего работодателя (пропорция лайков и дислайков), а не просто по количеству лайков, которое измеряет скорее крупность компании, чем её привлекательность. Организаторы исследования (мы) перестраховываются в оценках и берут нижнюю границу доверительного интервала, чтобы нивелировать риск попадания в рейтинг компаний с малым количеством оценок.

Давай теперь поймём, сколько в нашем исследовании вообще было компаний для таких оценок и сравнений. Можно ли вообще доверять этим данным (выборке респондентов)?

Пул работодателей и поле респондентов

В контуре исследования в прошлом году у нас было почти 500 компаний, в этом году чуть больше 700. Список мы формировали ручками, ориентируясь на следующие метрики:

  • компанию можно часто найти в разных IT-рейтингах;
  • у неё активный наём (этот наём ведётся в РФ, и мы можем уверенно сказать, что там работает больше 50 IT-специалистов).

Полный список нынешних 700 компаний вот в этой гугл-табличке (если какой-то компании, удовлетворяющей этим критериям, тут нет — напишите нам в ЛС, будем разбираться). Мы посмотрели, про какие из этих 700 брендов сформировано хоть какое-то мнение на рынке труда, а про какие компании респонденты ничего сказать не могут. Традиционно мы ставим минимальное пороговое значение сформированного IT-бренда работодателя — 30 оценок на 3-м этапе воронки бренда (когда респондент может дать привлекательной или непривлекательной для него компании какие-то конкретные характеристики). Таких компаний оказалось всего 102, их мы и взяли в общий рейтинг (из него показываем топ-50 сильнейших IT-брендов). Теперь разберёмся с выборкой.

Мы опросили 11 508 респондентов (в 2,5 раза больше, чем в прошлом году, и это мы ещё отсеяли кучу сомнительных заполнений) и существенно расширили географию. Помогли местные сообщества, конфы и другие наши партнёры (всех перечислили, смотри ниже). Что радует — опрос стали проходить респонденты, живущие не только в РФ. 476 человек были из других стран, но отметили, что работают на российские компании.

It бренд_2.png

ФО показаны без учёта городов, указанных на графике



It бренд_3.png

Ядром нашей выборки были IT-специалисты уровня middle+


Важно отметить: даже стажёры и учащиеся из нашей выборки респондентов указали в анкете, что имеют опыт работы и в данный момент устроены в той или иной компании (забегая вперёд — у нас есть и отдельная выборка по студентам IT-специальностей, и рейтинги их предпочтений при выборе работодателей мы опубликуем в следующий раз).

It бренд_4.png

Возраст и пол — ну, тут распределение типично для IT, ни добавить, ни убавить

По специализации была возможность множественного выбора (11 508 респов в сумме не получится), ну и, как обычно, преобладают разработчики.

It бренд_5.png

It бренд_6.png

По языкам и технологиям тоже можно было выбрать несколько, результат вы видите

Что интересного мы отметили на рынке труда в целом

  • У большей части IT-компаний на рынке не сформирован бренд работодателя. 
    Выше мы отметили, что только 102 из 700 компаний более-менее портретно, с характеристиками, представлены у соискателей (по 102 и составлен рейтинг). Из оставшихся 600 почти у половины очень низкая узнаваемость. Ещё половина могла быть узнаваемой и даже привлекательной — вот только наши респонденты мало что могли про них сказать содержательного: «Знаю такую компанию, в целом отношусь позитивно, но ничего конкретного про них не поведаю».
  • На рынке труда чаще выигрывают компании с сильным продуктом или услугой.
    Этот фактор для IT-специалистов является очевидным доказательством и профессионализма команды, и грамотного менеджмента, и инновационного подхода в решениях. Преимущественно это относится к b2b-продуктам, но и клёвые b2c-продукты, в которые душу вкладывают, очень помогают поднять привлекательность компаний.
  • У многих известных крупных компаний есть мощная поляризация имиджа в глазах соискателей. 
    Известность компании и масштаб её деятельности на рынке очень часто приводят к тому, что у неё появляются не только поклонники, но и активные противники. А негативный шлейф восприятия со стороны части ЦА существенно снижает силу IT-бренда (мы ж учитываем дислайки в определении привлекательности). За год привлекательность крупных работодателей в среднем снизилась на 4 п. п. (процентных пункта) за счёт этой поляризации. Наши гипотезы про корни этого негатива ниже, будем рады, если поделитесь своими мыслями в комментариях:
    • Размывание продукта. У крупных технобрендов много продуктов и услуг. Они поглощают множество компаний, у них куча разных «дочек»… Что в таком случае будет оценивать соискатель, какой продукт или услугу? Что будет ассоциироваться у него с IT-брендом работодателя? На пёстром фоне гигантских зонтиков-мультибрендов компании с монопродуктом выглядят для кандидата более понятным и последовательными, более цельными и аутентичными.
    • Гибкость процессов. У крупных компаний есть свои устоявшиеся практики, политика и стандарты при работе с соискателями. Эти практики не всегда учитывают интересы и потребности конкретного человека — меньше скорости, меньше гибкости, меньше адресности во взаимодействии. В то время как компании поменьше чаще сохраняют индивидуальную настройку при работе с отдельным человеком.
    • Небоскрёбы и динозавры. Крупные компании с большим количеством сотрудников, задач и продуктов мало чем отличаются от промышленного производства, где «всё такое большое, а я маленький винтик, значение моё невелико». Экспансия, охваты-захваты рынков-клиентов и прочая гигантская атрибутика становится своеобразным фильтром для потенциальных работников: такие масштабы многих пугают, как ни странно. Не всегда и не все люди готовы работать на 80-м этаже среди 1000 коллег — работники ищут что-то более уютное, обозримое, ламповое, где человек и его вклад в работу будет заметен.
  • На силу IT-бренда работодателя оказывает значимое влияние отраслевая принадлежность компании, этакий общий имидж отрасли.
    Средний бенчмарк по силе бренда у компаний из «чистого айти» (в основном это монопродуктовые компании с чётким брендом) — 74 %, и он увеличился на 9 п. п. за год. Для ретейла этот показатель равен 48 % (без изменений за год), для банков снизился за год с предыдущего исследования на 14 п. п. — до 35 %. А у промышленных компаний привлекательность составляет в 2021 году 31 % (рост на 3 п. п.). Самая низкая привлекательность — у телекома, 20 % (минус 6 п. п. за год). Здесь нам тоже интересны ваши версии и гипотезы, хотя многие моменты очевидны.

В следующей статье мы расскажем про критерии — что для IT-специалиста важно при выборе работы, на что он обращает внимание. А пока ещё раз благодарим всех, кто участвовал в опросе и стал соавтором нашего рейтинга. Также спасибо партнёрам, которые помогли привлечь к опросу своих резидентов и подписчиков:

  • Конференции ОНТИКО, РАЭК, ProductSense.
  • Профильные сообщества для IT-специалистов: krd. dev, Open Data Science, Московский клуб программистов, Values Value.
  • IT-кластеры и профильные университеты: Иннополис, Академпарк, ИТМО, Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ, МАИ, НГУ, ТюмГУ, Высшая IT-школа ТГУ (HIT'S).
Спасибо, что прочитали. Будем рады узнать ваше мнение в комментариях. Статья подготовлена совместно с VikKaN и Artmanin.


Описание подхода 20.01.2022

M5. Корпоративный менторинг