Комментарий Ноябрь 2024
Как добиться вовлечённости и лояльности сотрудников из поколения Z
Онучин Андрей
Старший партнёр, руководитель практики «Социология бизнеса»Из-за дефицита кадров и присущего российскому рынку труда сверхфокуса на молодёжи компании часто обращаются к экспертам с запросом «научить» работать с самым молодым поколением – теми, кому сейчас до 28 лет. При этом вокруг поколения Z существует множество мифов, которые лишь подливают масла в огонь любой непонятной/неудобной/непривычной рабочей ситуации. Вместе со старшим партнёром и руководителем практики «Социология бизнеса» ЭКОПСИ Андреем Онучиным обсуждаем некоторые из этих мифов, а также те решения, подходы и принципы, которые действительно влияют на мотивацию и степень вовлечённости молодого поколения.
Миф № 1. Денежный вопрос: «молодёжи деньги не важны» или «они слишком многого хотят»
Придерживаться идеи о том, что молодёжи деньги не важны, а важны признание и возможность менять социум, удобно тем начальникам, которые хотят сэкономить. В реальности деньги действительно не являются единственным и главным мотиватором работать для зумеров, но это совершенно не значит, что размер заработной платы для них не важен. Напротив, многие молодые специалисты хотят зарабатывать больше своих родителей. Около 70% молодёжи признаются, что зарплата – один из основных критериев при выборе работы. Зумеры готовы более охотно, чем другие возрастные группы, работать в ночное время или в выходные дни за доплаты. Связано это с тем, что у зетов большие финансовые мечты: они хотят иметь жильё, получать образование, достичь финансовой независимости от своих семей, при этом жить, не особенно ужимая себя в расходах.
Противоположный миф заключается в том, что молодёжи приписывается нежелание работать с фиксированными окладами – якобы они стремятся к максимальным заработкам и хотят получать вознаграждение только от достигнутых результатов. На самом деле среди молодых специалистов тоже много традиционалистов, которые ценят стабильность и ничего не имеют против окладов.
Миф № 2. Вопрос рабочей этики: зумеры не умеют общаться и нетерпимы к любым замечаниям в свой адрес
Говорить о том, что нынешней молодёжи не хватает профессионализма или трудовой этики, несправедливо. Сегодня речь идёт не о плохом усвоении существующих правил, а о формировании новой этики взаимодействия.
Справедливости ради нужно отметить, что для поколения Z действительно важны признание и похвала за тяжёлую работу, им важно чувствовать, что их ценят на рабочем месте.
Кроме того, молодые специалисты хотят понимать перспективы своей работы, карьерного трека. Они не хотят просто нарабатывать стаж, но желают видеть возможные траектории развития, что руководителями иногда может восприниматься как чрезмерная самоуверенность. Согласно исследованию «Работа.ру», 84% зумеров ценят в руководителях вовлечённость и внимание к своей работе, рассматривая признание как важную часть собственного карьерного роста и удовлетворённости работой. Кроме того, для них очень важны осмысленные и обоснованные указания со стороны руководства – таким начальникам они готовы подчиняться.
Миф № 3. Вопрос о распределении рабочего времени, или «они постоянно сидят в интернете»
Старшие поколения обычно осуждают «просиживание штанов в интернете» в рабочее время, но утверждать, что молодые считают иначе, было бы неправильно. Запрет соцсетей как таковой не всегда достаточно обоснован. Не будет ничего плохого, если, например, курьер во время поездки в метро будет переписываться с друзьями. А если ввести такой запрет в обычном офисе, его исполнение будет крайне сложно контролировать. Далеко не только зумеры проверяют мессенджеры. Запрет гаджетов оправдан лишь там, где требуется высокая концентрация внимания – например, на опасном производстве. Где, к слову, молодёжь не возражает против таких запретов.
Молодые специалисты действительно более чутко реагируют на необоснованные запреты, воспринимая их как покушение на свои права, но это означает лишь, что ограничения должны быть логичны и обоснованы. Плюс зумеров – их искренность. Предыдущие поколения тоже нельзя считать безусловно исполнительным. Но они часто не выражают своего несогласия с необоснованными запретами, а просто ищут способы их обойти. Зумеры же пытаются изменить трудовую этику: они стремятся к прозрачности отношений как в личной жизни, так и на работе. А если они этой прозрачности не находят, то часто идут искать её в другом месте.
Миф № 4. Вопрос о привязанности к работе: «зумеры ненадёжны»
Руководители часто жалуются на «ненадёжность» молодых сотрудников. Однако тот же тренд был у миллениалов – его объяснили волной разорений крупнейших компаний: дети видели трагедии родителей, которые теряли «работу на всю жизнь», и уже не стремились связывать свою судьбу и карьеру с одной компанией, понимая, что не существует абсолютно надёжного работодателя. Зумеры пошли ещё дальше: благодаря им в менеджмент перешёл из Tinder термин «гостинг» – неожиданное исчезновение сотрудника без видимых причин. Молодой сотрудник может заявить, что он устал и берёт себе несколько выходных, или сообщить руководителю, что больше не выйдет на работу, которая ему разонравилась.
В этом можно увидеть реальное отличие зумеров от старших поколений: они не считают работу сверхценностью. Это поколение воспитывалось, с одной стороны, в более благоприятных материальных условиях, чем, например, миллениалы в 1990-х. Но с другой стороны, в очень токсичной новостной среде – с угрозой терактов, гипертрофированным обсуждением бандитизма. Поэтому у зумеров закрепились другие приоритеты – многие предпочитают жизнь в онлайне и не стремятся «выходить из комнаты»
Одним словом, сегодня работодателю важнее оценивать не возраст, а компетенции человека, его квалификацию вкупе с базовой адекватностью. А взамен стоит предложить им собственную базовую адекватность и, возможно, переосмысление того, что они предлагают в плане зарплат и возможностей карьерного развития.
Материал целиком доступен на РБК Pro.
Обзорная статья 13.02.2024