Все услуги
aaa
Я б во внутрикомы пошёл…  Навыки и компетенции, с которыми берут в лучшие компании

Описание подхода Декабрь 2021

Я б во внутрикомы пошёл… Навыки и компетенции, с которыми берут в лучшие компании


Intercomm.Media

Вслед за выводами по результатам интервью, как первого этапа исследования, в ближайшее время мы запустим опрос среди менеджеров коммуникационных подразделений российских компаний — этот опрос даст нам масштаб и цифры для более чёткого понимания ситуации в отрасли.

А пока — мы вместе с нашими экспертами пытаемся разобраться:

  • Каких именно менеджеров по внутренним коммуникациям мечтают принять на работу российские компании?
  • Какие компетенции и навыки — главные?
  • Где и чему учат внутрикомов?

«Зажигалка», райтер или стратег и визионер?

По мнению Татьяны Антончик, директора по маркетингу и коммуникациям Barry Callebaut Russia&CIS, в корпоративных коммуникациях нужен человек креативный, мега-позитивный, «зажигалка, которая будет генерировать идеи, предложения, а не ждать, когда к нему или к ней придут и попросят что-нибудь сделать».

Яна Белоножкина, начальник Управления внутренних коммуникаций и корпоративной культуры Газпромбанка считает, что наиболее востребованы в этой профессии сегодня те, кто хорошо пишет и разбирается в дизайне. Писать нужно уметь в разных жанрах — и обращение от имени топа, и материал в формате обзора, и пост для социальной сети, и экспертную статью на основе тезисов. По мнению Яны, без дизайна любая коммуникация, даже самая интересная по контенту, не взлетит. Сверстать рассылку в PowerPoint или лендинг на Tilda — все это внутриком должен уметь делать с лёгкостью.

Мария Реутская, менеджер по внутренним коммуникациям фармацевтической компании «Сервье», полагает, что среди ключевых качеств коммуникатора — его открытость, дружелюбность и готовность к взаимодействию как жизненная позиция.

Мария Верномудрова, начальник управления бренда работодателя и внутренних коммуникаций X5, отмечает, что её требования к менеджеру, отвечающему за внутренние коммуникации, в последнее время серьёзно изменились. Каков ранее был портрет идеального коммуникатора? Это операционный исполнитель, человек, который будет много писать, верстать дайджесты, снимать видео, проводить мероприятия, к тому же неравнодушный и с достаточно высокой степенью эмпатии. Это человек, которому постоянно не сидится на месте, он хочет что-то делать, постоянно учится и придумывает, и делает что-то новое...

Дмитрий Комендантов, директор по работе с госсектором VK, член исполкома РАСО, в поддержку мнения Марии Верномудровой развивает мысль о том, что внутренние коммуникации — стратегическая функция.

По мнению Екатерины Тышковской, куратора факультета развития человеческого капитала в школе UBusiness, во внутрикоме невозможно сегодня быть, если ты не обладаешь широким бизнес-кругозором.

Екатерина Фролова, руководитель департамента внутренних коммуникаций, устойчивого развития, корпоративной культуры и развития бренда работодателя группы МВидео-Эльдорадо уверена, что сегодня как никогда важно для внутрикома также умение работать с данными, анализировать их, на основании данных принимать решения.

На обучение профессии внутрикома стоит посмотреть шире

Практически все опрошенные нами эксперты отмечали сложности в поиске нужных для их целей специалистов — и иногда даже непонятно, где искать-то? Мы спрашивали у наших собеседников, есть ли «присмотренные» ими ВУЗы и специализированные факультеты, кафедры, где готовят специалистов по внутренним коммуникациям? С каким базовым и дополнительным образованием стоит приходить в профессию?

Татьяна Антончик считает, что хороший корпоративный коммуникатор может получиться из человека, который учился в ВУЗе по направлению PR, связи с общественностью.

Мария Реутская убеждена, что для эффективных внутренних коммуникаций необходимо погружение в маркетинг, PR, HR и другие смежные дисциплины — они очень тесно между собой пересекаются.

Мария добавляет, что внутренние коммуникации — очень практическая дисциплина, в которой ощущается нехватка теоретической базы. Сегодня ВУЗы активно приглашают практиков делиться своим опытом, но если говорить о внутренних коммуникациях как академической дисциплине, то, по мнению Марии, предстоит много ещё работы — как в нашей стране, так и во всём мире.

Екатерина Тышковская уверена, что у внутреннего коммуникатора может быть любое образование, связанное с коммуникациями в той или иной мере.

Мария Смыслова, руководитель практики внутрикорпоративных коммуникаций, «СИБУР Холдинг» считает, что ее образование — «в точку»!

Анна Шилина, начальник отдела по связям с общественностью Трансмашхолдинга, считает, что у пиарщика может быть журналистское образование, но и компетенция управление проектами тоже очень важна.

Дмитрий Комендантов уверен, что в рамках высшей школы везде, где учат пиарщиков, должен быть отдельный курс по внутренним коммуникациям, и любой будущий PR -специалист должен осваивать эту часть профессии в обязательном порядке и понимать её особенности.

«Если суммировать высказывания наших экспертов, то складывается очень сложный, комплексный портрет внутреннего коммуникатора, как человека, способного качественно и энергично выполнять разнообразные задачи в разных сферах: организовывать людей, общаться с коллегами на вполне себе лидерском уровне, вовлекая их эмоционально в событие и объединяя через общие смыслы, искусно находить информацию и анализировать данные, понимать на хорошем уровне бизнес-контекст, стратегически, «с вертолёта» видеть цели компании, и при этом уметь хорошо писать в разных стилях под разные задачи, и ещё немного «уметь в дизайн».

Я уверена, что запрос на столь разнообразные компетенции коммуникатора — отражение актуальной фазы развития, в которой находится вся отрасль в целом. Что имеется в виду? Прежде всего это уникальность и разнообразие набора задач внутренних коммуникаций в каждой компании, которую (на первый взгляд) сложно свести в единую систему и классифицировать. Это как в калейдоскопе — стёклышки вроде одни и те же, а при каждом повороте получается новая непредсказуемая картинка. Так и внутренний коммуникатор, даже опытный, при переходе из одной компании в другую получает «новый узор» и новые ожидания к его работе. Что уж говорить о выпускнике с минимальным опытом, которого учили одному (или разному в разных вузах — потому что пока нет профстандарта), а в организации ждут от него чего-то ещё, о чём выпускник и не подозревал, он и «картинку» не опознает, и «стеклышки» одно от другого не отличает…

Напомню, что ранее (всего-то 20-25 лет назад) та же самая история была с функциями PR и HR в процессе их становления и стабилизации, когда «всё интересно, все задачи к нам имеют отношение, ввязываемся во всё, делаем всё, что умеем, а что не умеем — осваиваем в процессе». Как «стабилизировались», «созревали» и самоорганизовывались эти функции (этот процесс кристаллизации ещё идёт, конечно)? Прежде всего через описание и рефлексию собственного опыта, через поиск и обмен best-practices, через создание экспертных сообществ, через премии и конкурсы (которые все вышеперечисленные инструменты обобщают, по сути). И, конечно, через применение в своей повседневной деятельности всего того, что узнали, через внедрение в свою работу лучших практик.

Сейчас внутриком — как пёстрая протоплазма, которая проходит процесс кристаллизации, такова естественная фаза роста и развития, и именно поэтому во внутренних коммуникациях при уже огромном накопленном опыте актуализировался огромный запрос на системность, опору, «карту» (по сути, тот самый профстандарт), которые помогут ориентироваться: знать характеристики «стёклышек» в нашем внутрикомовском калейдоскопе, понимать основные схемы «рисунков» из этих «стёклышек», и уметь этот калейдоскоп крутить. А ещё важный момент — научиться правильно и системно передавать все эти знания и навыки новым специалистам, чтобы закрыть острый дефицит качественных кадров в отрасли.

Проект InterComm и профессиональная премия — это кристаллизация смыслов, это как раз такой способ самоструктурирования и наработки системности, когда само экспертное сообщество осознаёт свои практики и активно ими обменивается. Что ж, нужна теперь и «карта» — и наше исследование как раз эту карту постепенно формирует».

 
Виктория Кабакова
директор проектов ЭКОПСИ Консалтинг

Полная версия статьи доступна по ссылке


Новость 16.05.2022

Новая книга Марка Розина «Восхождение по спирали»

Подписывайтесь на телеграм-канал ЭКОПСИ! Новости, события, анонсы мероприятий, видео и статьи.
закрыть