Все услуги
aaa
Я б во внутрикомы пошёл…  Навыки и компетенции, с которыми берут в лучшие компании

Описание подхода Декабрь 2021

Я б во внутрикомы пошёл… Навыки и компетенции, с которыми берут в лучшие компании


Intercomm.Media

Вслед за выводами по результатам интервью, как первого этапа исследования, в ближайшее время мы запустим опрос среди менеджеров коммуникационных подразделений российских компаний — этот опрос даст нам масштаб и цифры для более чёткого понимания ситуации в отрасли.

А пока — мы вместе с нашими экспертами пытаемся разобраться:

  • Каких именно менеджеров по внутренним коммуникациям мечтают принять на работу российские компании?
  • Какие компетенции и навыки — главные?
  • Где и чему учат внутрикомов?

«Зажигалка», райтер или стратег и визионер?

По мнению Татьяны Антончик, директора по маркетингу и коммуникациям Barry Callebaut Russia&CIS, в корпоративных коммуникациях нужен человек креативный, мега-позитивный, «зажигалка, которая будет генерировать идеи, предложения, а не ждать, когда к нему или к ней придут и попросят что-нибудь сделать».

Яна Белоножкина, начальник Управления внутренних коммуникаций и корпоративной культуры Газпромбанка считает, что наиболее востребованы в этой профессии сегодня те, кто хорошо пишет и разбирается в дизайне. Писать нужно уметь в разных жанрах — и обращение от имени топа, и материал в формате обзора, и пост для социальной сети, и экспертную статью на основе тезисов. По мнению Яны, без дизайна любая коммуникация, даже самая интересная по контенту, не взлетит. Сверстать рассылку в PowerPoint или лендинг на Tilda — все это внутриком должен уметь делать с лёгкостью.

Мария Реутская, менеджер по внутренним коммуникациям фармацевтической компании «Сервье», полагает, что среди ключевых качеств коммуникатора — его открытость, дружелюбность и готовность к взаимодействию как жизненная позиция.

Мария Верномудрова, начальник управления бренда работодателя и внутренних коммуникаций X5, отмечает, что её требования к менеджеру, отвечающему за внутренние коммуникации, в последнее время серьёзно изменились. Каков ранее был портрет идеального коммуникатора? Это операционный исполнитель, человек, который будет много писать, верстать дайджесты, снимать видео, проводить мероприятия, к тому же неравнодушный и с достаточно высокой степенью эмпатии. Это человек, которому постоянно не сидится на месте, он хочет что-то делать, постоянно учится и придумывает, и делает что-то новое...

Дмитрий Комендантов, директор по работе с госсектором VK, член исполкома РАСО, в поддержку мнения Марии Верномудровой развивает мысль о том, что внутренние коммуникации — стратегическая функция.

По мнению Екатерины Тышковской, куратора факультета развития человеческого капитала в школе UBusiness, во внутрикоме невозможно сегодня быть, если ты не обладаешь широким бизнес-кругозором.

Екатерина Фролова, руководитель департамента внутренних коммуникаций, устойчивого развития, корпоративной культуры и развития бренда работодателя группы МВидео-Эльдорадо уверена, что сегодня как никогда важно для внутрикома также умение работать с данными, анализировать их, на основании данных принимать решения.

На обучение профессии внутрикома стоит посмотреть шире

Практически все опрошенные нами эксперты отмечали сложности в поиске нужных для их целей специалистов — и иногда даже непонятно, где искать-то? Мы спрашивали у наших собеседников, есть ли «присмотренные» ими ВУЗы и специализированные факультеты, кафедры, где готовят специалистов по внутренним коммуникациям? С каким базовым и дополнительным образованием стоит приходить в профессию?

Татьяна Антончик считает, что хороший корпоративный коммуникатор может получиться из человека, который учился в ВУЗе по направлению PR, связи с общественностью.

Мария Реутская убеждена, что для эффективных внутренних коммуникаций необходимо погружение в маркетинг, PR, HR и другие смежные дисциплины — они очень тесно между собой пересекаются.

Мария добавляет, что внутренние коммуникации — очень практическая дисциплина, в которой ощущается нехватка теоретической базы. Сегодня ВУЗы активно приглашают практиков делиться своим опытом, но если говорить о внутренних коммуникациях как академической дисциплине, то, по мнению Марии, предстоит много ещё работы — как в нашей стране, так и во всём мире.

Екатерина Тышковская уверена, что у внутреннего коммуникатора может быть любое образование, связанное с коммуникациями в той или иной мере.

Мария Смыслова, руководитель практики внутрикорпоративных коммуникаций, «СИБУР Холдинг» считает, что ее образование — «в точку»!

Анна Шилина, начальник отдела по связям с общественностью Трансмашхолдинга, считает, что у пиарщика может быть журналистское образование, но и компетенция управление проектами тоже очень важна.

Дмитрий Комендантов уверен, что в рамках высшей школы везде, где учат пиарщиков, должен быть отдельный курс по внутренним коммуникациям, и любой будущий PR -специалист должен осваивать эту часть профессии в обязательном порядке и понимать её особенности.

«Если суммировать высказывания наших экспертов, то складывается очень сложный, комплексный портрет внутреннего коммуникатора, как человека, способного качественно и энергично выполнять разнообразные задачи в разных сферах: организовывать людей, общаться с коллегами на вполне себе лидерском уровне, вовлекая их эмоционально в событие и объединяя через общие смыслы, искусно находить информацию и анализировать данные, понимать на хорошем уровне бизнес-контекст, стратегически, «с вертолёта» видеть цели компании, и при этом уметь хорошо писать в разных стилях под разные задачи, и ещё немного «уметь в дизайн».

Я уверена, что запрос на столь разнообразные компетенции коммуникатора — отражение актуальной фазы развития, в которой находится вся отрасль в целом. Что имеется в виду? Прежде всего это уникальность и разнообразие набора задач внутренних коммуникаций в каждой компании, которую (на первый взгляд) сложно свести в единую систему и классифицировать. Это как в калейдоскопе — стёклышки вроде одни и те же, а при каждом повороте получается новая непредсказуемая картинка. Так и внутренний коммуникатор, даже опытный, при переходе из одной компании в другую получает «новый узор» и новые ожидания к его работе. Что уж говорить о выпускнике с минимальным опытом, которого учили одному (или разному в разных вузах — потому что пока нет профстандарта), а в организации ждут от него чего-то ещё, о чём выпускник и не подозревал, он и «картинку» не опознает, и «стеклышки» одно от другого не отличает…

Напомню, что ранее (всего-то 20-25 лет назад) та же самая история была с функциями PR и HR в процессе их становления и стабилизации, когда «всё интересно, все задачи к нам имеют отношение, ввязываемся во всё, делаем всё, что умеем, а что не умеем — осваиваем в процессе». Как «стабилизировались», «созревали» и самоорганизовывались эти функции (этот процесс кристаллизации ещё идёт, конечно)? Прежде всего через описание и рефлексию собственного опыта, через поиск и обмен best-practices, через создание экспертных сообществ, через премии и конкурсы (которые все вышеперечисленные инструменты обобщают, по сути). И, конечно, через применение в своей повседневной деятельности всего того, что узнали, через внедрение в свою работу лучших практик.

Сейчас внутриком — как пёстрая протоплазма, которая проходит процесс кристаллизации, такова естественная фаза роста и развития, и именно поэтому во внутренних коммуникациях при уже огромном накопленном опыте актуализировался огромный запрос на системность, опору, «карту» (по сути, тот самый профстандарт), которые помогут ориентироваться: знать характеристики «стёклышек» в нашем внутрикомовском калейдоскопе, понимать основные схемы «рисунков» из этих «стёклышек», и уметь этот калейдоскоп крутить. А ещё важный момент — научиться правильно и системно передавать все эти знания и навыки новым специалистам, чтобы закрыть острый дефицит качественных кадров в отрасли.

Проект InterComm и профессиональная премия — это кристаллизация смыслов, это как раз такой способ самоструктурирования и наработки системности, когда само экспертное сообщество осознаёт свои практики и активно ими обменивается. Что ж, нужна теперь и «карта» — и наше исследование как раз эту карту постепенно формирует».

 
Виктория Кабакова
директор проектов ЭКОПСИ Консалтинг

Полная версия статьи доступна по ссылке


Описание подхода 20.01.2022

M5. Корпоративный менторинг