Все услуги
aaa
Танец осьминога

HRTimes №38 август 2021

Танец осьминога

Старинная китайская притча (1)

Юный черноволосый Князь из горной провинции Шаньдун любил красиво одеваться и играть на флейте. А народ его тем временем голодал. Каменистая земля не давала урожая. Однажды мастер Шен сочинил грустную мелодию, которая вызвала у Князя слезы. «Пока я играю на флейте, дети моей страны умирают от голода», — сказал он. Князь отложил флейту и позвал молодого мудреца Конфуция, который славился своими советами по управлению государством. Конфуций взял в руки ком земли и сказал: «Это бедная и сухая земля. Если ее удобрить, она даст в три раза больше урожая. Я расскажу тебе основы горного земледелия. Когда ты сам научишься выращивать рис, обойди свои деревни и покажи крестьянам, как обрабатывать землю. Ты должен стать головой, а крестьяне — руками; ты будешь думать, а они — исполнять». С тех пор Князь не играл на флейте. Он надел крестьянский плащ, возделывал землю около своего замка и растил рис. Риса выросло много, Князь собрал урожай и пошел к крестьянам, чтобы рассказать, как расчищать участки от камней, как удобрять землю, как бороться с вредителями, когда сеять и когда собирать урожай. Крестьяне низко кланялись и слушались Князя во всем.

Земля уродила больше еды, и люди перестали голодать. Князь взял в руки флейту, погладил ее и прошептал: «Спасибо, что напомнила мне о моем долге». В замке больше не было слышно ни слез, ни музыки.

Когда начался год Белой Крысы, Князь заболел. Он лежал всю весну, и крестьяне не засеяли поле, потому что не дождались его команды. А Князь плакал, потому что не мог больше помочь своей стране.

К зиме Князь выздоровел, а в стране опять начался голод. Князь позвал Конфуция.

— Мои жители беспомощны как дети. Я плохой правитель.

— Ты все сделал правильно. Ты узнал законы земледелия и теперь сможешь начертать их на бамбуке. Твоему народу больше не придется ждать твоей команды. Ты станешь судьей, а жители преклонят колени не перед тобой, а перед законом. Закон станет скелетом управления, и в твоем государстве утвердится порядок.

Тогда Князь сел писать законы. Это оказалось делом небыстрым, все нужно было указать: как готовить землю под посевы, как бороться с сорняками и вредителями, когда сеять и когда собирать урожай. Каждый закон Князь выводил на отдельной бамбуковой дощечке и связывал дощечки друг с другом. Прошел год. И еще год писцы копировали закон, а гонцы развозили его по деревням.

Князь потребовал строжайшего соблюдения своего закона. Чиновники отслеживали своеволие и сообщали об этом Князю. Князь больше не ездил по деревням, он оставался в замке, судил и наказывал нарушителей. Прошло несколько лет, и крестьяне все стали делать правильно — риса хватало на всех.

Князь стал строг и носил костюм мандарина.

В год Деревянного Быка весна пришла рано. Но крестьяне посеяли урожай как было написано в законе. В конце августа неожиданно ударили заморозки, но крестьяне не стали собирать урожай. Они все сделали по закону, и урожай погиб. Зимой народ голодал, а седеющий Князь плакал. Он не захотел больше видеть Конфуция и позвал Лао Цзы, который был старше Конфуция и часто спорил с ним во время диспутов.

— Я написал хорошие законы, — жаловался Князь, — но из-за них мой народ голодает. Конфуций дал мне плохой совет.

— У тебя был хороший советник, — сказал Лао Цзы. — Ты все сделал правильно. Сначала ты приучил людей к послушанию. Затем ты дал им закон, и они научились работать без тебя. Теперь крестьяне смогут управлять собой сами. Скажи им, что они вправе нарушать закон, когда посчитают это правильным. Скажи, что они лучше тебя знают, что делать.

— Лучше меня? — удивился Князь.

— Да, — ответил Лао Цзы, — потому что они живут на земле, а ты в замке. Пусть слушают не тебя, а землю, и она скажет им, как с ней обращаться.

— Почему же они не могли вырастить урожай раньше, когда я еще не изучил земледелие?

— Потому что люди во всем следуют за своим правителем. Пока ты не стал для них хорошим правителем, они не могли стать правителями для самих себя. Теперь каждый из них будет не твоими руками, а сам себе голова.

— Кем же буду я? — спросил Князь

— Нитью, которая свяжет их вместе.

Князь послушал. Крестьяне стали сами определять время посева и сбора урожая, и дела у них пошли хорошо — еды стало вдоволь.

Князь снял костюм мандарина и стал прогуливаться по парку.

— Что мне делать, — спросил он мудреца. — Я не даю указаний, не пишу законов, не провожу судов. Мне скучно.

— Умеешь ли ты играть на флейте? — спросил Лао Цзы.

— Играл когда-то в молодости, — ответил Князь.

— Собирай крестьян и играй им веселые песни, — посоветовал Лао Цзы. — Поднимай им настроение.

Князь удивился, осторожно взял в руки флейту, очистил ее от пыли и дунул. Флейта издала радостный звук. Князь долго тренировался, прежде чем позвать крестьян. Мастер Шен сочинил для него соловьиную песню. Крестьянам понравилось: теперь они собирались около замка каждое воскресенье, слушали музыку, танцевали и обсуждали, кто и как возделывает поля.

В год Красной Собаки с севера пришли кочевники. Они сжигали деревни и угоняли жителей в рабство.

— Должен ли я собрать войско и возглавить поход против кочевников? — спросил Князь у Лао Цзы.

— Нет, — ответил мудрец, — лучше попроси Шена сочинить марш белого волка.

В воскресенье Князь собрал крестьян у замка. Они ожидали, что Князь возглавит поход против кочевников. Князь надел доспехи, сделанные из шкуры буйвола, прикрепил к поясу меч и сыграл марш белого волка. Он сказал: «Убивать легче, чем растить. Раз вы научились растить урожай, вы сами сможете победить кочевников».

Крестьяне разошлись по деревням, послали лазутчиков и узнали, где готовится следующее нападение; жители деревень объединились и подготовили засаду. Кочевники были уничтожены.

— Как мы смогли победить? — удивился Князь у Лао Цзы, - у нас не было войска.

— Кочевники берут хитростью, — сказал Лао Цзы. — Они неожиданно нападают и убегают. Войско имеет одну голову и жесткий скелет. Оно неповоротливо и не может справиться с кочевниками. Чтобы победить кочевников, требуется стратегия осьминога: у него нет скелета, зато каждое щупальце умеет чувствовать и думать. Осьминог гибок, он мгновенно реагирует на опасность, потому что каждое щупальце управляет своими действиями само. Ты прошел долгий путь и построил страну, способную к стратегии осьминога.

Миновали десятилетия. Седой Князь одевался в халат, расшитый танцующими осьминогами. Крестьяне вырезали флейты и теперь по воскресеньям играют вместе с Князем. Иногда мастер Шен сочиняет для них песню, но чаще каждый выводит свою мелодию, флейты разговаривают друг с другом, звуки переплетаются и складываются в волшебную музыку. Послушать ее приезжал даже сам Император Поднебесной.


(1) На самом деле эта притча приснилась Марку Розину, когда он работал над этим выпуском HRTimes, посвященному гибким организациям


Новость 14.09.2021

Циан объединит все HR-процессы и повысит эффективность коммуникаций с сотрудниками с помощью SAP