 
    Исследование Ноябрь 2022
Рейтинг IT-брендов работодателей 2022: новый ландшафт рынка
 
                                            Гринёв Артем
Архитектор исследования IT-бренда работодателяКак и всегда, в этом году цель нашего исследования — сделать актуальный срез по тенденциям и приоритетам соискателей, чтобы помочь всем лучше понимать друг друга. Многие компании ушли из России, кто-то залёг на дно, другие, напротив, активизировались пуще прежнего, поэтому предлагаем оценить наиболее полную картину под катом.
| Место в рейтинге | Компания | Сила IT-бренда | Узнаваемость | Оценили привлекательность как работодателя | 
| 1 | 93,9% | 93% | 256 | |
| 2 | 88,8% | 60% | 190 | |
| 3 | 85,6% | 91% | 336 | |
| 4 | 83,8% | 97% | 236 | |
| 5 | 83,1% | 52% | 172 | |
| 6 | 82,0% | 37% | 110 | |
| 7 | 80,8% | 98% | 547 | |
| 8 | 80,2% | 96% | 169 | |
| 9 | 80,1% | 49% | 93 | |
| 10 | 79,7% | 98% | 3 035 | |
| 11 | 79,4% | 97% | 485 | |
| 12 | 77,7% | 97% | 263 | |
| 13 | 76,5% | 30% | 132 | |
| 14 | 76,1% | 98% | 524 | |
| 15 | 75,7% | 47% | 90 | |
| 16 | 73,9% | 43% | 131 | |
| 17 | 67,3% | 78% | 187 | |
| 18 | 67,2% | 75% | 190 | |
| 19 | 66,4% | 98% | 1 350 | |
| 20 | 63,4% | 68% | 251 | |
| 21 | 61,5% | 43% | 194 | |
| 22 | 61,2% | 97% | 1 203 | |
| 23 | 59,2% | 70% | 159 | |
| 24 | 58,7% | 36% | 157 | |
| 25 | 58,4% | 95% | 537 | |
| 26 | 57,3% | 92% | 214 | |
| 27 | 56,2% | 84% | 307 | |
| 28 | 55,8% | 47% | 60 | |
| 29 | 54,6% | 97% | 791 | |
| 30 | 54,3% | 96% | 225 | |
| 31 | 53,4% | 78% | 407 | |
| 32 | 52,6% | 45% | 303 | |
| 33 | 52,4% | 90% | 741 | |
| 34 | 52,3% | 77% | 193 | |
| 35 | 51,7% | 49% | 133 | |
| 36 | 51,0% | 53% | 179 | |
| 37 | 50,5% | 88% | 209 | |
| 38 | 49,5% | 55% | 374 | |
| 39 | 48,2% | 51% | 144 | |
| 40 | 47,8% | 97% | 2 267 | |
| 41 | 46,3% | 76% | 285 | |
| 42 | 45,8% | 55% | 184 | |
| 43 | 45,3% | 59% | 274 | |
| 44 | 42,2% | 80% | 480 | |
| 45 | 41,2% | 95% | 149 | |
| 46 | 39,8% | 28% | 140 | |
| 47 | 34,6% | 61% | 508 | |
| 48 | 34,2% | 39% | 140 | |
| 49 | 33,9% | 37% | 163 | |
| 50 | 33,8% | 96% | 418 | |
| 51 | 32,4% | 97% | 122 | |
| 52 | 32,2% | 49% | 117 | |
| 53 | 32,2% | 96% | 103 | |
| 54 | 31,1% | 28% | 89 | |
| 55 | 30,8% | 97% | 230 | |
| 56 | 30,3% | 86% | 355 | |
| 57 | 29,3% | 65% | 296 | |
| 58 | 28,9% | 96% | 133 | |
| 59 | 28,4% | 46% | 142 | |
| 60 | 27,4% | 97% | 343 | |
| 61 | 26,6% | 39% | 175 | |
| 62 | 26,5% | 98% | 447 | |
| 63 | 24,3% | 43% | 191 | |
| 64 | 20,7% | 93% | 119 | |
| 65 | 20,1% | 97% | 303 | |
| 66 | 19,9% | 96% | 146 | |
| 67 | 19,8% | 95% | 233 | |
| 68 | 18,5% | 97% | 632 | |
| 69 | 16,5% | 34% | 159 | |
| 70 | 16,0% | 28% | 72 | |
| 71 | 15,3% | 96% | 402 | |
| 72 | 15,2% | 51% | 149 | |
| 73 | 14,9% | 78% | 152 | |
| 74 | 14,9% | 92% | 334 | |
| 75 | 12,5% | 92% | 686 | |
| 76 | 12,2% | 46% | 235 | |
| 77 | 12,2% | 53% | 228 | |
| 78 | 11,9% | 96% | 340 | |
| 79 | 11,4% | 98% | 784 | |
| 80 | 6,5% | 97% | 224 | |
| 81 | 5,0% | 98% | 558 | |
| 82 | 4,1% | 96% | 1 206 | |
| 83 | 3,4% | 97% | 587 | 
Покажем принцип расчёта силы IT-бренда (aka Привлекательность), той самой, что определяет место компании в таблице выше. Лидер этого года Aviasales, поэтому на их примере всё и разберем.
Итак, 2 071 человеку предъявили компанию для оценки, из которых 1 938 знают Aviasales как работодателя. Узнаваемость компании с учётом доверительного интервала составила 93%. Далее 1 938 человек из узнавших компанию мы попросили выбрать от 1 до 4 лучших и столько же худших работодателей, которых они бы могли рекомендовать (или нет) своим знакомым в качестве места работы. Часть из них назвали в числе прочих компаний Aviasales. И получается, что формула для Aviasales следующая (с поправкой на то, что не все респонденты выбирали её лучшим или худшим работодателем):

Доверительный интервал оценки Aviasales лежит между 93,9 и 97,5 процента. Для верности в рейтинг мы берём только нижнюю границу доверительного интервала, итого сила IT-бренда Aviasales составляет 93,9%.
Примерно так и строится рейтинг по силе IT-бренда: доля выбора компании как лучшего работодателя (пропорция лайков и дизлайков). Общее же количество лайков измеряет скорее крупность компании, чем её привлекательность (ясное дело, что Яндекс, Лаборатория Касперского или Ростелеком на слуху у большего количества человек, чем Redmadrobot или Лига Цифровой Экономики). Мы учитываем этот момент в итоговых оценках и именно поэтому берём нижнюю границу доверительного интервала, чтобы нивелировать риск попадания в рейтинг компаний с малым количеством оценок.
Паспорт исследования
Общее число респондентов в 2022 году — 15 951 человек. Это число верифицированных анкет: т. е. только эти анкеты прошли нашу проверку достоверности (в 2021 году таких анкет было 11 508).
Основная наша задача в опросе — «организовать встречу» каждого респондента и компаний, которые он сможет оценить по узнаваемости, привлекательности и по отдельным характеристикам. Понятно, что ни один человек не сможет поработать со всеми компаниями в контуре (напоминаем, что их 750 штук, на минуточку) — да это и не нужно.
Классификатор компаний в контуре и последующий таргетинг по заполненной паспортичке — вот так устроена наша предварительная сортировка, чтобы на респондента не вываливать все 750 компаний для оценки.
В классификаторе компаний, который мы делаем «на берегу» в январе – апреле, компании ранжируются нами по сферам деятельности, специализациям, языкам (тут становится более понятно, кто из кандидатов интересен ей и кто может о ней знать) — все данные берём из открытых источников и заполняемых компаниями анкет. Ну и, соответственно, паспортичка респондентов в опросе соответствует целевым группам, интересующим компании. Перед попаданием в выдачу лого компаний проверяются на актуальность (мало ли, ребрендинг какой случился).
Так и получается, что на основе классификатора и заполняемой респондентом паспортички мы таргетируем показы набора логотипов (около 70 лого) на соответствующего целевого спеца (того, кто с большей вероятностью узнает компании в выдаче и сможет к ним как-то отнестись).
Поэтому каждому участнику из почти 16 000 респондентов мы показывали уникальный набор логотипов компаний, которые он мог с той или иной долей вероятности узнать, оценить по привлекательности и дать какие-то конкретные характеристики.
Переходим наконец к вопросу «кто все эти люди» — к респондентам, от их демографии и географии до профессиональной специализации.


Пропорция мужчин и женщин остаётся примерно на том же уровне, что и всегда. Тем не менее с учётом чуть более расширенной географии и в целом выросшего количества опрошенных, заметна положительная динамика: в этом году уже почти 2 к 1 — прежде разрыв был больше.


Обратимся к специализациям и языкам программирования:


Подробнее читайте в статье на Хабре.
Новость 20.08.2025