Все услуги
aaa
Почему любовь и бизнес в России пока плохо совместимы

Обзорная статья Ноябрь 2017

Почему любовь и бизнес в России пока плохо совместимы

Ведомости. Как потратить от 03.11.2017

Геннадий Суворов 12 лет проработал финансовым аналитиком на Уолл-стрит в Нью-Йорке, в том числе в банке Goldman Sachs. Когда ему стукнуло 50, решил вернуться в Россию. Со своим богатым опытом он быстро нашел управленческую работу в банке. Однако год спустя его карьера круто поменялась: Геннадий влюбился и женился на дизайнере Елене Шипиловой, у которой было небольшое ателье по пошиву одежды, но это был не бизнес, вспоминает Суворов.

Геннадий уволился из банка, чтобы помогать жене развивать дело. И в 52 года пошел учиться в Высшую школу экономики на вечерний курс. «Я ничего не понимал в управлении и считал, что должен стать профессионалом», — говорит он. И признается, что мечтал поставить на промышленные рельсы дело супруги.

Изучив стратегический менеджмент и маркетинг, Суворов понял, как выстраивать дистрибуцию. Сейчас ему 60 лет, и он директор по стратегическому развитию Модного дома Елены Шипиловой. Они с женой открыли пять магазинов, наладили швейное производство и выпускают 30 000 изделий в год. Выручка в 2016 году достигла 160 млн рублей. Теперь это настоящая фабрика модной одежды с налаженной сетью сбыта. А любовь только окрепла от этого успеха, считают супруги.

Бизнес, созданный семейными парами, если он проходит испытание временем, — самый устойчивый из всех существующих, ведь владельцы посвящают ему много времени, чувств и совместных усилий, убеждена Мария Макарушкина, партнер компании «ЭКОПСИ Консалтинг». И для России это особенно важно: объединенные любовью люди способны сворачивать горы, которые не по плечу одиночкам.

Российские предприниматели уже научились мирно разруливать семейно-деловые конфликты. Если в 2014 году только у 47% семейных компаний в России был проверенный способ урегулирования разногласий, то в 2016-м. таких уже стало 57%, обнаружили исследователи из PwC. Однако наша страна пока среди отстающих по этому показателю — в целом по миру гасить конфликты умеют 82% семейных компаний, показал опрос.

В самой высокой зоне риска оказываются молодожены и пылко влюбленные — у них общий бизнес нередко приводит к краху любви и совместных проектов.

«К нам обратился сорокалетний менеджер — его карьера пошла под откос из-за того, что он влюбился», — рассказывает Алена Владимирская, руководитель проекта «Антирабство». Мужчина был партнером в солидной IT-компании, но встретил девушку, владелицу маленького ресторанного бизнеса. Дела у нее шли плохо, и топ-менеджер уволился, чтобы помочь ей спасти бизнес. Он работал 24 часа в сутки, навел порядок на кухне и в бухгалтерии, и через год кафе стало приносить стабильную прибыль. Как только дела наладились, у них начались разногласия, и любимая женщина выставила спасителя за дверь: в услугах кризис-менеджера она больше не нуждалась. Отправленный в отставку пытался вернуться в свою прежнюю компанию, но и там он оказался не нужным. В итоге пришлось начинать все сначала. Но любовь и бизнес он вряд ли будет теперь смешивать, полагает Владимирская.

Шансов создать успешный бизнес больше у пар, проживших вместе несколько лет: они знают сильные и слабые стороны друг друга, научились договариваться и прощать, говорит Макарушкина. Предсказуемость поведения партнера в бизнесе тоже очень ценна. Так, когда в 2010 году Надежда Пак и Александр Брайловский открыли первое вегетарианское кафе «Рецептор» в Москве, они уже были вместе пять лет. Главное — уметь слушать другу друга даже в спорах, считает Надежда. Поначалу у них с мужем были споры по поводу концепции кафе. Надежда, кореянка по национальности, хотела сделать ставку только на настоящую корейскую кухню, острую и непривычную для европейцев. А муж считал, что меню надо адаптировать ко вкусам москвичей. Такие же долгие споры были и по поводу выбора помещения.

Однако откровенность и умение слышать помогли основателям «Рецептора» найти золотую середину — в кафе теперь есть и корейские, и европейские блюда, а их остроту можно регулировать по желанию, говорит Надежда. Сеть растет, каждый год открывается новое кафе, и сейчас их в Москве уже пять.

Споры приносят пользу, если ведутся конструктивно, говорит Макарушкина. Плюс семейного бизнеса еще и в том, что у партнеров меньше страхов, они более открыто высказывают свои идеи и из них рождаются лучшие решения и лучшее понимание друг друга. А для разрешения самых острых споров у пары должен быть авторитетный арбитр — мудрый человек, желательно в совете директоров, к чьему мнению оба прислушиваются. Для владельцев «Рецептора» таким стал отец Александра — профессор-математик, к которому они обращаются за советом не только по бизнесу.

Зачастую на старте бизнеса муж действует как новатор, совершающий ошибки, а жена становится критиком. Именно с такой проблемой и столкнулись Артем и Александра Толоконины, когда основали клинику Neo Vita и Центр семейной психологии. Сейчас у них за плечами 17 лет семейной жизни, четверо детей, и совместная работа отлажена, рассказывает Александра. А на старте муж совершал управленческие ошибки, например не всегда правильно подбирал сотрудников для команды, как считала Александра, которая, бывало, «пилила» его за это. Однако потом она научилась доверять мужу и позволила ему учиться на ошибках.

«Еще одно хорошее правило, о котором я слышала от хорошо сработавшихся пар, — не допускать сильных эмоций на работе, ни положительных, ни отрицательных. Скандалы и объятья в офисе должны быть одинаково под запретом», — замечает Макарушкина.

Геннадий Суворов считает, что в семейном бизнесе не обойтись без разделения власти. На работе у них с женой жестко поделена территория: он занимается стратегическим управлением, а жена — творчеством и дизайном одежды. Их кабинеты в офисе расположены напротив, но муж старается не заходить к супруге: там проходят примерки, жена общается с клиентами. Мало кому удается вовремя менять шляпы, чтобы дома быть хорошим мужем, а в офисе — гендиректором, говорит Оксана Морсина, управляющий партнер компании RosExpert. И здесь на помощь придут приемы тайм-менеджмента.

В 2015 году маркетолог Борис Зак и специалист по госзакупкам Елена Головина открыли магазин подарков ручной работы «Плюшкин-Вилль». Новое дело так их захватило, что пришлось условиться: ни слова о работе вне работы, вспоминает Борис. Первое время получалось, а когда у них родилась младшая дочь, обсуждать деловые вопросы они стали дома. Но все-таки Борис ограничивает дом от потока деловой информации: сам не читает рабочую почту с 20-00 до 10-00 утра и Елене запрещает рассказывать о письмах.

Но самыми крепкими оказываются союзы, в которых оба партнера параллельно развиваются и учатся новому. Если же один остановится, это угроза и бизнесу, и семье, убеждена Макарушкина. «Мы с мужем вместе ходим на тренинги, поступили в бизнес-школу на курс директоров», — говорит Надежда Пак.

А порой общее дело может внести свежую ноту и в многолетний брак, убеждена Морсина. Она приводит в пример владельца промышленного холдинга, у которого жена создала загородный конный клуб. Для загруженного работой мужа клуб стал настоящей отдушиной: он приезжал туда отдыхать, лишь иногда давая жене ценные советы по ведению бизнеса. Год спустя клуб начал приносить прибыль, а брак, которому уже 30 лет, от этой затеи только укрепился.

Читать статью на сайте «Ведомости. Как потратить»

Новость 16.05.2022

Новая книга Марка Розина «Восхождение по спирали»

Подписывайтесь на телеграм-канал ЭКОПСИ! Новости, события, анонсы мероприятий, видео и статьи.
закрыть