Все услуги
aaa
Великие предприниматели прошлого. Николай Григорьев

Обзорная статья Ноябрь 2023

Великие предприниматели прошлого. Николай Григорьев

Большие Идеи 10.11.2023
Мария Макарушкина, партнёр компании «ЭКОПСИ» и руководитель практики «VIP-консультирование», запустила цикл статей, в которых исследует психологические портреты предпринимателей прошлого.

Четвертый герой цикла — Николай Григорьевич Григорьев. Его жизнь, как и жизнь многих русских купцов и благотворителей на сломе эпох, была счастливой, успешной, но завершилась трагично. Новый мир уничтожил его, не оставив шансов на возрождение. Однако это случилось, когда Григорьеву было уже за семьдесят — когда он дошел до вершины, добился того, к чему стремился, и построил знаменитую «колбасную империю».

Начало пути


Николай Григорьев был сыном крепостных крестьян из деревни Ратманово Угличского уезда. Углич в те времена славился производством колбасных изделий. Именно поэтому в 1855 году, когда Николаю исполнилось 10 лет, родители отправили его в подмастерья на одно из колбасных предприятий города. Это стало начальной ступенью головокружительной карьеры Григорьева.

Несколько лет юный Николай проработал помощником мясных мастеров, за это время он освоил производственное дело и овладел необходимыми навыками. В 1861 году крепнущие амбиции, хваткий ум и смелые планы заставили его отправиться из тихого Углича в Москву. Отмена крепостного права способствовала осуществлению его мечты. Бывший крепостной, Николай взял фамилию Григорьев (по имени отца) и добился получения документов. Понимая, что начинать на новом месте придется с нуля, он стал торговать с лотка пирогами в знаменитом Охотном ряду. Активности и энергии ему хватало, чтобы с раннего утра до позднего вечера бегать по клиентам, разносить выпечку, искать новые возможности и знакомства.

Благодаря внутренней дисциплине и умению экономить (несмотря на обилие столичных соблазнов, деньги он разумно приберегал) Николай вскоре накопил достаточно, чтобы открыть в Охотном ряду небольшой колбасный цех. Тут и пригодились приобретенные в Угличе навыки. Григорьев был человеком упорным. Он всю жизнь был предан юношеской мечте: реализовать себя, найти свое дело, состояться в нем, стать уважаемым и обеспеченным человеком. И эта мечта не давала ему впадать в отчаяние, помогала преодолевать трудности и все время настойчиво двигаться вперед.

Запуская свое дело, Николай Григорьевич столкнулся с множеством проблем. Грамотно решив каждую из них, он смог вывести бизнес на высочайший уровень, позволивший ему успешно конкурировать не только с отечественными компаниями по производству мясных продуктов, но и с самыми прогрессивными европейскими гастрономическими предприятиями. Что же это за проблемы и как он с ними справлялся?

Проблема первая. Отсутствие деловых связей


В отличие от многих предпринимателей, у Григорьева не было ни хорошего образования, ни купеческих корней, ни семейной поддержки. Он оказался в Москве один и мог рассчитывать только на себя. И он сделал важный шаг. Выходцу из бедных крестьян, Николаю удалось выгодно жениться — на дочери бывшего хозяина. Это повысило его статус, открыло перед ним новые горизонты и, конечно, прибавило ответственности. Приданое Григорьев полностью вложил в производство, а появившиеся родственные связи использовал для продвижения на следующую ступень делового мира.

Работая не покладая рук, Николай стал купцом второй гильдии. А в 1878 году совершил ключевую для своей карьеры сделку: приобрел в Замоскворечье старый колбасный завод, превратившийся вскоре в знаменитую «Фабрику колбасно-гастрономических изделий Н. Г. Григорьева».

Проблема вторая. Нехватка персонала


Когда Григорьев приобрел в Кадашах еле дышащий колбасный завод, из сотрудников там оставалось 13 человек. Николай Григорьевич понимал, что развитие предприятия требует квалифицированной рабочей силы. Он сделал ставку на людей, близких ему по воспитанию, ценностям, духу. Григорьев был убежден, что такие подчиненные при добром к ним отношении будут лояльными и верными соратниками. И вновь не ошибся. В 1911 году на его фабрике числилось 100 служащих и 200 рабочих. Большинство из них были преданы ему лично.

Рабочих Григорьев предпочитал приглашать со своей малой родины, из сел и деревень близь Углича. Он не понаслышке знал, что такое крепостной труд и насколько он неэффективен. Поэтому, встав у руля предприятия, он вкладывался в улучшение жизни сотрудников, обеспечивая им не только достойную заработную плату, но и хорошие бытовые условия. Стараниями Николая Григорьевича рядом с заводом построили просторные общежития и купили несколько домов для рабочих, а на территории предприятия открыли столовую, прачечную, медицинский кабинет. Григорьев занимался и профессиональным развитием сотрудников: ввел систему наставничества — ветераны производства брали шефство над новоприбывшими; создал обучающие программы для новичков и программы повышения квалификации для опытных специалистов.

Николай Григорьевич внимательно относился к землякам и помогал жителям своего села и окрестностей. Охотно брал их на работу (в том числе временную), выделял деньги на приданое деревенским невестам, привозил по церковным праздникам из Москвы обозы с мясными лакомствами. Позже, став человеком действительно богатым, он построил в родных местах многопрофильную больницу и фельдшерский пункт, которые обслуживали всю округу, а также великолепный храм с пятиярусным иконостасом, серебряной утварью и изысканными парчовыми облачениями для духовенства.

Проблема третья.Устаревшее оборудование


На приобретенном Григорьевым колбасном заводе не было электричества, значительная часть оборудования была сломана, станки устарели. Обновление предприятия требовало больших вложений. Николай Григорьевич был уверен, что для успеха необходимо самое современное оборудование и лучшая инфраструктура. Он осознавал риски, но был готов тратить серьезные суммы на технические новинки, которых в России в те времена почти ни у кого не было. Ему удалось взять (при содействии тестя) значительный кредит, который он без колебаний пустил в дело. И снова выиграл. Григорьев наладил освещение предприятия, приобрел современный локомобиль, позволявший вырабатывать электричество, построил рельсы для вагонеток, облегчавших перевозку по заводу сырья и продукции. Все новейшее оборудование поступило из Европы: мясорубки, паровые машины, холодильники, один из которых был рассчитан на 10 тыс. пудов, то есть около 164 тыс. кг мяса. Для хранения продукции использовались подвалы выкупленных Николаем Григорьевичем близлежащих домов. На заводской территории он построил 16 кирпичных зданий для производственных и складских нужд, торговой и финансовой деятельности. Эти вложения позволили ему наладить эффективнейшее по тем временам производство. Бизнес стал активно развиваться, так как спрос на качественные мясные изделия в городе был огромен. К 1890-м производство Григорьева давало более 40% всей мясной продукции Москвы.

Проблема четвертая. Отсутствие бренда


Купив разорившийся старый завод, не имея статуса и имени (бренда), Николай Григорьевич поначалу с трудом реализовывал даже небольшие объемы товара. Покупатели были недоверчивы и скептичны: откуда у молодого, никому не известного выскочки приличные продукты? Но предприниматель не отступал. Получив очередную ссуду (вновь при поручительстве тестя), он не только пригласил на работу лучших коммерсантов, но и не поскупился на рекламу. Он также использовал любую возможность, чтобы самому рассказывать москвичам о своей продукции.

Полный текст статьи читайте в Больших Идеях


Обзорная статья 13.02.2024

Книга Андрея Онучина «Трудовые будни. От выживания к вовлеченности»

Подписывайтесь на телеграм-канал ЭКОПСИ! Новости, события, анонсы мероприятий, видео и статьи.
закрыть