Предприятий, которые наживаются на соискателях с помощью «тестовых заданий» или заставляют персонал совершать подвиги во имя высокой цели, в России по-прежнему много. Опасаться им приходится не судебных исков, а скорее собственной ущербной бизнес-модели.
Любители бесплатной работы ловят в свои сети определенные типажи кандидатов. Мария Макарушкина, партнер ЭКОПСИ, констатирует: среди них нередко оказываются люди, не слишком уверенные в себе. Она вспоминает, например, женщину после декрета, выпускницу программы МВА, не нашедшую работу уровня, на который она нацеливалась, и просто человека с заниженной самооценкой. «Все они были крепкими профессионалами, и работодатели, на которых они работали практически бесплатно каждый около года, получили весьма качественную работу, – сетует она. – Работодатели поддерживали в них надежду, что ситуация вскоре нормализуется, время от времени выплачивая небольшие суммы».