HRTimes Сентябрь 2013
Российский стандарт Центра Оценки
Профессиональный стандарт центра оценки был создан в 2013 г. по инициативе Национальной конфедерации «Развитие человеческого капитала» и поддержан экспертным сообществом.
Специфические признаки ЦО
1. Цель ЦО – оценка потенциальной успешности в профессиональной деятельности.
2. Оценка в ЦО проводится по компетенциям/критериям. Содержание каждой компетенции/критерия составляет группа образцов поведения (поведенческих индикаторов).
3. В основе оценки лежит сравнение поведения с набором его образцов (поведенческих
индикаторов), а не сравнение поведения участников друг с другом.
4. В ЦО оценивается непосредственно наблюдаемое поведение участников.
5. В ЦО должен использоваться набор различных частных методов. Основным методом ЦО являются моделирующие упражнения. Возможно также использование других методов, например, интервью, квалификационных и психометрических тестов, опросников.
6. В ЦО обязательно использование упражнений, моделирующих взаимодействие (деловых игр, позволяющих воспроизводить наиболее значимые поведенческие аспекты совместной деятельности).
7. Оценка по каждой компетенции/критерию должна основываться на материалах наблюдения как минимум двух наблюдателей-экспертов, прошедших специальное обучение.
8. Основным результатом работы наблюдателей-экспертов при проведении ЦО является
определение уровня выраженности компетенции/критерия.
9. Каждая итоговая оценка в ЦО должна быть согласована в ходе совместного обсуждения наблюдателей-экспертов или получена при помощи обоснованной статистической процедуры.
Методы оценки, не являющиеся ЦО
Оценка не является ЦО, если она:
1. Включает в себя только одну методику оценки (независимо от того, моделирующее это упражнение или нет);
2. Не содержит моделирующих упражнений;
3. Не содержит ни одного упражнения, моделирующего взаимодействие;
4. Состоит только из батареи тестов и опросников;
5. Включает в себя только интервью или серию интервью;
6. Основана на оценке единственного наблюдателя-эксперта (даже если при этом используются разнообразные методы и методики оценки);
7. Не содержит процедуры сведения оценок, даже если используются несколько методик оценки и несколько наблюдателей-экспертов.
Цель и задачи ЦО
• Цель ЦО – оценка потенциальной успешности в профессиональной деятельности. Эта деятельность может быть задана конкретно (например, должность в организации) или по типу деятельности (например, определенный уровень управления).
• В ЦО не должна оцениваться эффективность выполнения человеком его текущих должностных обязанностей. Даже в ситуации отбора на конкретную должность в ЦО оценивается потенциальная успешность участника, а не его прошлые результаты.
• В настоящее время ЦО используется для решения следующих задач:
1. Отбор (например: найм, ротация, отбор в кадровый резерв, управленческую команду.
2. Определение направлений индивидуального развития (например, составление индивидуальных планов развития (ИПР), профориентация).
3. Определение направлений развития совместной деятельности в организации (например, формирование управленческой команды, разработка программ корпоративного обучения, разработка «профилей должностей»).
4. Обучение в процессе ЦО (например, развитие оцениваемых в ЦО компетенций/ критериев, профессиональная адаптация). Важно, что в этом случае результаты ЦО не могут быть использованы для задач отбора.
При разработке российского стандарта были учтены тексты документов, регламентирующих деятельность по разработке и применению ЦО в Великобритании, Германии и Южной Африке, а также два последних варианта общих принципов и этических норм ЦО, принятых международным Конгрессом по ЦО.
• Arbeitskreis Assessment Center e.V. (2004). Standards der Assessment Center Technik. Hamburg, Deutschland.
• Assessment Center Study Group. (2007). Guidelines for Assessment and Development Centers in South Africa (4th ed.).
• International Task Force on Assessment Center Guidelines. (2000). Guidelines and ethical considerations for assessment center operations. Public Personnel Management, 29, 315–331.
• International Task Force on Assessment Center Guidelines. (2009). Guidelines and ethical considerations for assessment center operations. International Journal of Selection and Assessment, 17(3), 243–254.
• The British Psychological Society (2005). Design, implementation and evaluation of assessment and development centres. Best practice guidelines
Специфические признаки ЦО
1. Цель ЦО – оценка потенциальной успешности в профессиональной деятельности.
2. Оценка в ЦО проводится по компетенциям/критериям. Содержание каждой компетенции/критерия составляет группа образцов поведения (поведенческих индикаторов).
3. В основе оценки лежит сравнение поведения с набором его образцов (поведенческих
индикаторов), а не сравнение поведения участников друг с другом.
4. В ЦО оценивается непосредственно наблюдаемое поведение участников.
5. В ЦО должен использоваться набор различных частных методов. Основным методом ЦО являются моделирующие упражнения. Возможно также использование других методов, например, интервью, квалификационных и психометрических тестов, опросников.
6. В ЦО обязательно использование упражнений, моделирующих взаимодействие (деловых игр, позволяющих воспроизводить наиболее значимые поведенческие аспекты совместной деятельности).
7. Оценка по каждой компетенции/критерию должна основываться на материалах наблюдения как минимум двух наблюдателей-экспертов, прошедших специальное обучение.
8. Основным результатом работы наблюдателей-экспертов при проведении ЦО является
определение уровня выраженности компетенции/критерия.
9. Каждая итоговая оценка в ЦО должна быть согласована в ходе совместного обсуждения наблюдателей-экспертов или получена при помощи обоснованной статистической процедуры.
Методы оценки, не являющиеся ЦО
Оценка не является ЦО, если она:
1. Включает в себя только одну методику оценки (независимо от того, моделирующее это упражнение или нет);
2. Не содержит моделирующих упражнений;
3. Не содержит ни одного упражнения, моделирующего взаимодействие;
4. Состоит только из батареи тестов и опросников;
5. Включает в себя только интервью или серию интервью;
6. Основана на оценке единственного наблюдателя-эксперта (даже если при этом используются разнообразные методы и методики оценки);
7. Не содержит процедуры сведения оценок, даже если используются несколько методик оценки и несколько наблюдателей-экспертов.
Цель и задачи ЦО
• Цель ЦО – оценка потенциальной успешности в профессиональной деятельности. Эта деятельность может быть задана конкретно (например, должность в организации) или по типу деятельности (например, определенный уровень управления).
• В ЦО не должна оцениваться эффективность выполнения человеком его текущих должностных обязанностей. Даже в ситуации отбора на конкретную должность в ЦО оценивается потенциальная успешность участника, а не его прошлые результаты.
• В настоящее время ЦО используется для решения следующих задач:
1. Отбор (например: найм, ротация, отбор в кадровый резерв, управленческую команду.
2. Определение направлений индивидуального развития (например, составление индивидуальных планов развития (ИПР), профориентация).
3. Определение направлений развития совместной деятельности в организации (например, формирование управленческой команды, разработка программ корпоративного обучения, разработка «профилей должностей»).
4. Обучение в процессе ЦО (например, развитие оцениваемых в ЦО компетенций/ критериев, профессиональная адаптация). Важно, что в этом случае результаты ЦО не могут быть использованы для задач отбора.
При разработке российского стандарта были учтены тексты документов, регламентирующих деятельность по разработке и применению ЦО в Великобритании, Германии и Южной Африке, а также два последних варианта общих принципов и этических норм ЦО, принятых международным Конгрессом по ЦО.
• Arbeitskreis Assessment Center e.V. (2004). Standards der Assessment Center Technik. Hamburg, Deutschland.
• Assessment Center Study Group. (2007). Guidelines for Assessment and Development Centers in South Africa (4th ed.).
• International Task Force on Assessment Center Guidelines. (2000). Guidelines and ethical considerations for assessment center operations. Public Personnel Management, 29, 315–331.
• International Task Force on Assessment Center Guidelines. (2009). Guidelines and ethical considerations for assessment center operations. International Journal of Selection and Assessment, 17(3), 243–254.
• The British Psychological Society (2005). Design, implementation and evaluation of assessment and development centres. Best practice guidelines