Все услуги
aaa
По ту сторону стола

Обзорная статья Апрель 2019

По ту сторону стола

Фармперсонал

Бинарная социодрама как метод развития медпредставителя

Бинарная социодрама часто используется на тренингах по продажам как техника, позволяющая медицинскому представителю лучше понять своего клиента и научиться коммуницировать с разными типами людей. Что это за техника и как она применяется?

Медицинский представитель Сергей П. стер пот со лба, остановился перед дверьми аптеки и несколько раз выдохнул. Третья аптека, подумал он, главное — не растеряться, как в двух предыдущих. Сергея мучило ощущение, что он вот-вот поймет, в чем причина его неудач при выстраивании взаимодействия с заведующими и почему его визиты малоэффективны. Он натянул свою самую жизнерадостную улыбку и вошел. Оказавшись перед суровой на первый взгляд заведующей, радостно воскликнул: «Мария Петровна, я пришел, чтобы вам помочь! Забудьте о ваших проблемах — я тот, кто поднимет вам продажи! Уделив мне всего пять минут, вы поймете, как правильно выстраивать работу в аптеке. Ведь мы же с вами понимаем (Сергей прищурился и сделал заговорческий вид), что не все хорошо в вашем „датском королевстве“. Я... »

Заведующая жестом его остановила. Он был прерван, как ему показалось, на самом кульминационном моменте речи, которая должна была «убойно» покорить заведующую и сформировать ее лояльность. Довольно холодным тоном та сообщила ему, что она не Мария Петровна и уже не раз ему про это говорила. Что врываться в комнату без стука — это плохие манеры, и не надо указывать ей на то, что она плохо управляет своей аптекой. Тем более она не желает слышать это от мальчишки, у которого, судя по внешнему виду, отсутствует опыт работы. А еще...

Заведующая не успела продолжить, как... «Ну вот, опять то же самое, — воскликнул Сергей, обращаясь к человеку с бейджем „тренер“. — Третья аптека, и со мной не хотят разговаривать. Не понимаю, что я делаю не так?».

В этот момент все 14 участников игры «Социодрама: по ту сторону стола» остановились и посмотрели на говорившего, пытаясь понять, чем вызвана такая реакция. Одни участники сидели за столами, играя роль сотрудников различного типа аптек, другие играли роли медпредставителей. Через несколько мгновений участники вернулись к «своим» ролям и продолжили взаимодействовать, пытаясь достичь своих целей за отведенное игрой время.

Описание, представленное выше, — фрагмент бинарной социодрамы. В целом социодраматическое действие представляет собой динамическую постановку основных проблем, существующих в организации или между членами одной команды, и тех бизнес-задач, которые стоят перед ними в будущем. Она ориентирована на исследование (воспроизведение ситуаций из реальной жизни, неразрешенных конфликтов) групповых отношений и связей как внутри команды, так и при взаимодействии команды с внешними агентами (государство, конкуренты, клиенты и т. д.). Главная цель социодрамы — в достижении творческих, креативных изменений, происходящих с участниками в реальной жизни, и в решении задач, которые группа исследовала. Ключевым в социодраме является проигрывание участниками определенных ролей.

Основной фокус бинарной социодрамы направлен на пару ролей, которые являются антагонистами (противоположностями), и исследование участниками системы их взаимоотношений. Как правило, между ними существуют сложные отношения или даже конфликты, и задача группы — исследовать весь спектр взаимоотношений такой диады, чтобы в будущем найти точки соприкосновения и разрешить существующие проблемы. Вот примеры типичных «пар-антагонистов», которые могут разыгрываться в бинарной социодраме: клиенты—покупатели, руководители—подчиненные, производственники—сотрудники офиса, HR—бизнес, маркетологи—продавцы, сторонники нововведений—защитники «старых устоев», региональные отделения—центральный офис и многие другие.

Типичная пара для исследования в фармотрасли: сотрудники аптеки/врачи — медпредставители. Как правило, МП и представители фармотрасли имеют собственное представление о том, что «говорят, делают и думают» сотрудники аптек и врачи, и, исходя из этого отчасти субъективного понимания, выстраивают определенную систему коммуникаций, определяют подходы к работе. Участие в бинарной социодраме позволяет «на своей шкуре» прочувствовать и понять, что на самом деле думают и чувствуют сотрудники аптек и врачи, и на основе полученной информации разрабатывать новые подходы к работе. Бинарная социодрама часто используется на тренинге по продажам как техника, позволяющая МП «лучше понять своего клиента» и научиться коммуницировать с разными типами людей.

Как организована социодрама «По ту сторону стола» (на примере взаимодействия МП с сотрудниками аптеки).

  1. Участники в группе делятся на медпредставителей и сотрудников аптеки. Способ деления — на выбор тренера. Во время всей игры за каждым участником закреплена своя роль, которая не меняется по ходу действия. Ключевая особенность бинарной социодрамы: все участники одновременно и параллельно друг другу взаимодействуют между собой.
  2. Тренер озвучивает фабулу игры: где происходит действие, его продолжительность, где располагаются МП и сотрудники аптеки, какой реквизит можно использовать, какие цели и задачи стоят перед участниками (например, для МП — за определенное время пообщаться с максимальным количеством сотрудников аптеки и «завоевать их лояльность»). Тренер отдельно инструктирует каждую из групп, обозначая «границы их роли», и разогревает участников на спонтанную активность.
  3. Далее тренер просит каждого продумать свою роль: для МП — имя, стаж работы в компании, индивидуальные особенности персонажа (характер, особенности общения), индивидуальные цели на визиты. Для сотрудников аптеки — имя, возраст, кем работают, особенности характера и отношение к МП. Для более полного погружения в роль тренер может попросить участников написать на бумаге основные характеристики роли, на бейдже — «новое имя», подобрать себе реквизит. Сотрудники аптеки оформляют свои аптеки и располагаются по всему периметру комнаты.
  4. Во время игры участники совершают визиты, как если бы они их делали в жизни, но в ограниченном времени (не более пяти минут на встречу), самостоятельно определяя свою тактику при общении с представителями аптеки. Сотрудники аптеки также действуют, исходя из того, как им хочется реагировать на слова и действия МП. Каких-либо запретов и ограничений по взаимодействию нет. Тренер отслеживает действия игроков, записывает ключевые фразы и запоминает ход действия.
  5. После окончания действия (которое длится не более 30–45 минут) тренер просит участников «не выходя из роли» озвучить свои чувства и ощущения от процесса коммуникации. Как правило, именно на этом этапе многие участники получают ценные инсайты (понимают суть происходящего, их озаряет) и осознают, что движет реальными клиентами и о чем на самом деле они думают. Для многих увидеть «мир глазами клиента» и понять, как они воспринимают тех или иных типажей МП, само по себе является ценным выводом. МП также делятся своими наблюдениями, проговаривая впечатления от общения с сотрудниками аптеки. Зачастую определенный персонаж в аптеке вызывает схожие чувства у многих игроков — это повод в дальнейшем более подробно обсудить стратегию работы с ним.
  6. На самом последнем этапе (этапе анализа), после того как участники «вышли из роли», группа обсуждает дальнейшие шаги и мероприятия по улучшению ситуации. Например: как улучшить взаимодействие с сотрудниками аптеки, что необходимо скорректировать в поведении МП, какие нюансы учесть, как выстроить работу внутри аптеки по продвижению препаратов, как скорректировать стандарты поведения МП и многое другое. На этом этапе тренер должен иметь четкую структуру разбора, помочь участникам четко понять, с каким результатом они должны уйти с тренинга.

Проведение бинарной социодрамы мотивирует участников брать на себя разные роли и внутри этих ролей пробовать разные модели поведения, не боясь совершить ошибку. Ведь чем больше МП освоит новых ролей при взаимодействии с разными типами заведующих аптек, тем более гибким он будет при общении с первостольниками. Чем чаще он будет тренировать умение быстро оценивать окружающую обстановку и менять свой ролевой репертуар в зависимости от обстоятельств, тем успешнее будет на рабочем месте.

Читать статью на сайте портала «Фармперсонал»

Новость 16.05.2022

Новая книга Марка Розина «Восхождение по спирали»

Подписывайтесь на телеграм-канал ЭКОПСИ! Новости, события, анонсы мероприятий, видео и статьи.
закрыть