Все услуги
aaa
Системы кадрового резерва: плохие vs хорошие метрики

Описание подхода Март 2024

Системы кадрового резерва: плохие vs хорошие метрики

Кадровый резерв как подход к управлению талантами переживает возрождение. Компании наигрались в пулы талантов и, столкнувшись с дефицитом кадров на ключевых позициях, снова заинтересованы в том, чтобы быстро и эффективно оценивать готовность и развивать людей на конкретные целевые позиции. Какие метрики полезно заложить для оценки качества этого ТМ-процесса?

Cистемы кадрового резерва: плохие метрики

Количество позиций, защищенных резервом

Почему это плохая / бесполезная метрика?

Ситуация, когда у компании 100% позиций защищены резервом — признак того, что у нее нет понимания и культуры планирования потребностей в кадровом резерве. 

Что это означает на практике?

  1. У нас нет приоритетов, мы не фокусируемся на действительно важных позициях. Как правило, это формальная процедура — мы вписываем какие-то фамилии в ячейки, но это ничего не значит.
  2. Нам не хватает ресурсов на работу с кадровым резервом, потому что это требует слишком больших бюджетов и внимания.
  3. Мы перегреваем сотрудников с точки зрения ожиданий.

Количество резервистов на позицию

Почему это плохая / бесполезная метрика?

  1. Приводит к нежелательной конкуренции или текучести среди резервистов, особенно если средний срок пребывания в кадровом резерве большой.
  2. Заставляет переносить фокус внимания с качества людей на их наличие / количество. У нас есть 2 резервиста – и мы спокойны, система защищена.
  3. Конструкция из 2-х и более резервистов на место крайне редко срабатывает в реальности, она не востребована.

Количество часов обучения сотрудников-резервистов

Почему это плохая / бесполезная метрика?

Провоцирует «загонять» сотрудников из кадрового резерва на не всегда полезное и востребованное ими обучение, перегревает их ожидания и провоцирует компанию тратить ненужные бюджеты. 

А как надо?

Мы всегда рекомендуем переносить фокус в подготовке резервистов с обучения на другие форматы — ротации, временные замещения, развитие в проектах и тд.

Обучение имеет смысл либо в текущей должности, либо сразу после назначения на новую должность — для ускорения адаптации. Именно в момент назначения актуализируются потребности в новых знаниях, появляются умные вопросы и желание применять знания на практике. Обучение «на будущее» практически не работает.

Cистемы кадрового резерва: хорошие метрики

% внутренних назначений из всех назначений в компании

Помогает понять, насколько качественно мы организовали планирование потребностей и процесс назначений и не бежим сразу на внешний рынок при появлении вакансии в компании.

% назначений из кадрового резерва (утилизация резерва)

Отличный способ понять, насколько мы пользуемся резервом и не раздута ли у нас его численность против потребности.

Позволяет задуматься о том, адекватно ли мы оцениваем потребность в резерве.

Лайфхак

Попробуйте ещё сравнить % назначений из резерва и не из резерва – это хорошо иллюстрирует востребованность и легитимность кадрового резерва в компании. Если при высоком % внутренних назначений большинство из них —не из кадрового резерва, стоит задуматься о том, кто и как туда попадает, и почему бизнес отдает приоритет кандидатам не из КР. 

Средний срок и мода (наиболее типичный срок) пребывания сотрудников в кадровом резерве

  • Помогает понять, сколько времени в реальности проходит между попаданием в резерв и получением назначения.
  • Полезно для планирования численности кадрового резерва и его обучения. Если в компании средний срок пребывания в кадровом резерве на позицию 3,5 года (реальный пример), можно предположить, что эффективность обучения резервистов на позиции следующего уровня, проведенного в первый год этого срока, стремится к нулю.

Текучесть резервистов против текучести рядовых сотрудников. NPS резервистов

Важные метрики, показывающие удовлетворённость и лояльность этой важной целевой аудитории, отсутствие перегрева в ожиданиях и разочарования. Согласитесь, если компания выделяет сильных людей и вкладывается в их развитие, а они потом уходят на внешний рынок или к конкурентам — это большая потеря.

Метрики для измерения успешности назначений

Например, средний срок выхода резервистов на целевую эффективность на новой позиции, текучесть и вовлеченность после назначений. Сюда же можно отнести NPS бизнес-заказчиков системы — насколько они довольны качеством назначаемых резервистов и уровнем их подготовки.

Как анализировать эффективность системы кадрового резерва

Если ваши метрики системы кадрового резерва только про защищенность и количество (людей, часов обучения) — этого точно недостаточно. Они не только не дают полной картины, но и зачастую подталкивают компанию к неверным действиям — например, наращиванию количества резервистом без учета реальной потребности. Такая система метрик поощряет «раздувать» резерв и вызывает самоуспокоенность.

Важно ориентироваться на конечную цель — своевременность и качество кадровых решений в компании, — тогда набор метрик кадрового резерва получится более сбалансированным.



Новость 16.05.2022

Новая книга Марка Розина «Восхождение по спирали»

Подписывайтесь на телеграм-канал ЭКОПСИ! Новости, события, анонсы мероприятий, видео и статьи.
закрыть