Все услуги
aaa
Почему бенчмаркинг не всегда OQ для оценки эффективности?

Обзорная статья Сентябрь 2023

Почему бенчмаркинг не всегда OQ для оценки эффективности?

Один из самых популярных методов диагностики потенциала повышения эффективности персонала — это бенчмаркинг. Например, к нему могут прибегать, когда есть внутреннее ощущение, что оптимизироваться надо, и требуется подтвердить решение о запуске такого проекта:

«Лучшие на рынке идут этим путём, у них — работает, значит и у нас заработает»

или, когда есть понимание, что оптимизация процессов и численности неизбежна и надо на что-то ориентироваться, чтобы форсировать данный процесс. Тогда логичным кажется предложить:

«Давайте придём к той же численности, что и у других».

В целом, бенчмаркинг часто включают как отдельный этап во многие проекты по повышению эффективности бизнес-процессов или оптимизации трудозатрат: всегда любопытно посмотреть на то, как работают другие компании, а особенно на те, которые являются лидерами отрасли или носителями лучших практик.

Ориентация на «лучшие практики» может быть неплохим инструментом диагностики в вопросах управления численностью, однако бенчмаркинг станет рабочим инструментов только тогда, когда мы обеспечим максимально сопоставимую выборку (учитывая отрасль (особенно, для производственных компаний), размер и территориальную распределённость компаний-бенчмарок и т.п.) и не будем ожидать от бенчмаркинга готовых решений.

Как правило, при проведении бенчмаркинга эффективность приравнивается к затратам, а популярными для сравнения становятся такие метрики, как «% численности функции от СЧЧ компании» или «размер ФОТ на функцию».

Однако затраты не говорят нам об эффективности персонала: например, компания, может допустить более высокую численность, если она обеспечивает максимально быстрый и качественный результат для внутреннего заказчика и, в конце концов, за счёт этого иметь более эффективные бизнес-процессы.

Поэтому, мы предлагаем при проведении бенчмаркинга не только использование метрик, которые отражают производительность функций (например, отношение трудозатрат к текущему объёму работы), но и проводить оценку качества выполнения функций в компаниях-бенчмарках, измеряя уровень удовлетворённости внутренних заказчиков результатами работы этих функций.

Кроме того, стоит обратить внимание на степень прозрачности работы функций, чтобы убедиться, что в компании есть понимание того, как функции организованы на бумаге и в реальности, и что такая конфигурация бизнес-процессов обеспечивает оперативное получение информации о ходе работ.

Для этого мы разработали инструмент диагностики сервисных функций, который назвали OQ (Organizational Quotient). OQ включает в себя систему метрик и показателей эффективности сервисных функций, сгруппированных по трём направлениям анализа эффективности: качество, прозрачность и производительность.

Почему проведение бенчмаркинга по модели OQ — это ОК, когда нам необходимо оценить эффективность сервисных функций?
  1. OQ не приравнивает эффективность к затратам, что помогает избежать необдуманных сокращений численности;
  2. OQ учитывает отраслевую и функциональную специфику за счет привлечения функциональных экспертов из сопоставимых по масштабу бизнесов;
  3. OQ не предлагает готовых решений, бережно относясь к специфике деятельности конкретного предприятия, но дает рекомендации по фокусировке и дальнейшим направлениям работы (например, позволяет принять решение о запуске проекта по повышению эффективности функции);
  4. OQ позволяет сравниться с компаниями-лидерами благодаря широкому набору бенчмарок из базы «ЭКОПСИ»;
  5. OQ может стать частью регулярного мониторинга эффективности сервисных функций (метрики OQ могут выступать как целевые показатели для функциональных руководителей, отслеживание которых осуществляется через приложение-дашборд).

Диагностику проводит

Александра Лушникова автор методики OQ и Руководитель практики «Организационная эффективность»

Александра более семи лет принимает участие в проектах по трансформации организационных структур, нормированию численности, повышению организационной и операционной эффективности бизнес-процессов. Отмечена Министерством экономического развития за вклад в развитие национального проекта «Повышение производительности труда».

Оставить заявку на диагностику OQ можно на сайте oq.ecopsy.ru


Новость 16.05.2022

Новая книга Марка Розина «Восхождение по спирали»

Подписывайтесь на телеграм-канал ЭКОПСИ! Новости, события, анонсы мероприятий, видео и статьи.
закрыть