В последнее время в бизнес-сообществе активно создают и обсуждают модели «компетенций будущего». Популярность этой темы порождает как минимум два вопроса. Во-первых, являются ли модели компетенций будущего научно обоснованными? Другой вопрос — полезны ли эти модели, помогают ли они работать, развиваться, адаптироваться к будущему?
Западные авторы определяют компетенцию так: «Базовая характеристика личности, следствием которой является эффективное и/ или превосходное выполнение работы» (Boyatzis, 1982).
Определение российских авторов мало чем отличается: «Компетенция — это такая комбинация знаний, умений, навыков, мотивационных факторов, личностных качеств и ситуационных намерений, которая обеспечивает эффективное решение исполнителем задач определенного класса в определенной организации, на определенном рабочем месте, в определенном производственном коллективе» (Базаров, Ерофеев, Шмелев, 2014).