По данным опроса, проведенного осенью 2024 года платформой hh.ru, каждый день ощущают себя счастливыми лишь 27% россиян. 20% признались, что не помнят, когда в последний раз чувствовали себя счастливыми. Похожие тенденции можно наблюдать в Европе и США. Так, по итогам 2024 года крупнейшая экономика мира, США, впервые выпала из двадцатки самых счастливых государств. Снижается уровень счастья и в других странах с высоким ВВП.
К выводу о том, что в 1957 году люди в развитых странах были намного счастливее, чем население тех же стран в наши дни, пришли и авторы исследования, проведенного британскими Фондом социального рынка и Центром конкурентных преимуществ в глобальной экономике в 2017 году. Ученые использовали необычный подход: они проанализировали частоту слов, встречающихся в 8 млн художественных произведений библиотеки Google Bools на нескольких европейских языках. Внимание уделялось позитивно окрашенным словам (например, «удовольствие», «отдых», «умиротворение») и негативно («убийство», «болезнь», «голод» и т.п.). Чем больше встречается первых и меньше вторых, тем радостнее кажется жизнь авторам и, предположительно, большинству их современников. Оказалось, что люди, жившие в 1950-е годы, когда еще были свежи воспоминания о Второй мировой войне и Великой депрессии, меньше фокусировались на негативе, чем наши современники. Авторы того времени чаще описывают жизнь как счастливую, наполненную яркими эмоциями — даже в детективах и триллерах повседневность предстает более позитивной, чем сейчас.
Авторы исследования хотели понять, как связаны между собой экономический прогресс и общественное счастье. Ожидаемо выяснилось, что нестабильность — рецессии и экономические коллапсы — приводят к резкому снижению уровня счастья. Но в долгосрочной перспективе никакой связи между экономическим ростом и состоянием человеческого счастья исследователи не обнаружили: если в обществе нет резких потрясений, человек не чувствует себя лучше от того, что растет ВВП его страны.
Что же влияет на ощущение счастья или несчастья современным человеком? И что может (и должна ли?) делать компания, которая заботится о своих сотрудниках? Об этом рассуждает Виктория Кабакова, директор по консалтингу ЭКОПСИ.
«За последние десять лет случилась масса таких “сюжетных твистов” и неожиданнейших поворотов, что обзавидуется любой гениальный сценарист. Жизнь опредметила лихие сценарии, которые году в 2017-м могли счесть ужасной конспирологией. В ситуации непредсказуемости и нарастающего кризиса счастье, особенно такое, которое соответствует старым моделям, обрести трудновато.
Наоборот, люди фокусируются на том, чтобы везде видеть плохое. Примета новейшей эпохи — думскроллинг, потребление новостей с сообщениями о смертях, преступлениях, стихийных бедствиях. Свою роль сыграла и глобализация: полвека назад житель Швеции, России или США не знал, что где-нибудь в Уганде упал самолет. То, что мы сегодня получили мгновенный доступ к новостям со всего мира, погрузило нас в пучину негатива, заставляя фокусироваться на ужасах, которые не имеют никакого отношения к нашей жизни. Срабатывает механизм, описанный философом Стивеном Пинкером в книге «Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше»: статистика показывает, что число преступлений, трагических инцидентов и вооруженных конфликтов в мире неуклонно сокращается, но нам кажется, что планета тонет в грабежах, убийствах и несчастных случаях.
Парадокс — делает нас несчастными и стремление к «успешному успеху»: раньше обыватель довольствовался пусть скромным, но комфортным существованием, а сейчас комплексует, что он не миллиардер. В 1957 году не было соцсетей, и ролевыми моделями не служили селебрити-блогеры-инфлюенсеры. Были кинозвезды, но ими скорее восхищались, и если копировали их поведение, то понимая, что возможности для подражания ограничены. Инфлюенсеры же ведут образ жизни, который якобы может получить любой при должном старании: поездки на кабриолете, кругосветные путешествия, гардеробная в доме размером с детский сад. Гуру бизнеса и самозваные коучи призывают нас собраться, «не быть тряпкой» и создать новый Google или Apple — задача столь же реалистичная, как полет на Марс. За счет таких «новых героев» у людей сбиты ориентиры.
Ощущение счастья и работа
Меняются и отношения между работодателем и сотрудником. Когда компании признали своей задачей обеспечивать счастье сотрудников, они столкнулись с оборотной стороной подобного патернализма — люди сочли, что теперь есть кому переадресовать ответственность за собственное благополучие. Часто слышу, как руководители жалуются на избалованность сотрудников. Для многих компаний весьма актуальна отдача от вложений в соцпакет. Можно ли рассчитать влияние 15 сиропов для латте на вовлеченность кодировщика? Все эти корпоративные «поглаживания», возможно, и работают — но их одних точно недостаточно.
Вообще, не стоит растить из сотрудника прошаренного клиента услуг компании, даже в целях его удержания на высококонкурентном рынке труда. Хороший путь — понимание взаимных выгод — то, что называется «психологический контракт сотрудника и компании», и при этом согласованность смыслов и ценностей. «Зачем я здесь? Что важного делает компания? Что я могу делать вместе с ней? Как я буду чувствовать себя, работая здесь?» — на эти вопросы компании должны уметь внятно ответить своим сотрудникам. Недаром человекоцентричность, управление по ценностям, работа со смыслами через внутрикорпоративные коммуникации и бренд работодателя — самые популярные тренды в HR. Они важны и для привлечения, и для удержания нужных компании людей».
Комментарий эксперта также опубликован в материале на РБК.Pro