Большинство из нас слышало о классической маркетинговой модели 4P (product, price, place, promotion) — ее часто называют «маркетинг-микс», или «комплекс маркетинга». Каждая из букв акронима обозначает фактор, на который может повлиять организация, чтобы максимально удовлетворить клиентов и нарастить продажи.
• Product — характеристики товара или услуги.
• Price — цена и ценовая политика.
• Promotion — мероприятия по продвижению.
• Place — каналы дистрибуции, места продаж. Раньше в этот фактор включали физические торговые точки, а сейчас говорят также про удаленные цифровые каналы.
Кто-то может возразить, что одно дело — разрабатывать продукт, другое — выводить его на рынок. Действительно, когда-то эти два процесса следовали один за другим, но со временем скорость создания и обновления продуктов и услуг многократно возросла. Сегодня не столько производитель, сколько сам потребитель определяет и выбирает нужные ему характеристики каждого следующего релиза. Победит та компания, которая сможет быстрее конкурентов нащупать потребности потенциальных клиентов. Интервалы времени между разработкой или совершенствованием продукта, его производством и выводом на рынок радикально сокращаются, а порой и просто исчезают. Именно поэтому я бы хотел предложить новые «4П» в формуле маркетинг-микса.
1. Послушать.
Сегодня «послушать» во многом означает «собрать данные». Лайки, репосты и комментарии в социальных сетях, статистика посещений сайтов и страниц, характеристики цифрового следа, датчики, учитывающие параметры использования продукта, а также интервью с клиентами — все это помогает выявить стереотипы, предпочтения, проблемы и потребности клиента. Зачастую открывается даже то, что потребитель сам не знает или не может сформулировать.