Все услуги
aaa
Формула здоровья

Обзорная статья Июль 2019

Формула здоровья

Ведомости № 92 (2858)

Не так давно нам посчастливилось открыть «формулу здоровья» во взаимоотношениях компании и сотрудника. Для этого во время конкурса «Премия HR-бренд» в 2010 г. мы опросили 17 000 сотрудников из 98 компаний, при этом параллельно каждую компанию изучали эксперты.

Как до сих пор проводился анализ опросов удовлетворенности персонала? Использовалось два универсальных принципа. Первый: чем выше сотрудники ставят оценку компании, тем лучше. Если средняя степень удовлетворенности сотрудника 40% — это плохо, 70% — лучше, 90% — еще лучше. И второй принцип: оценки по каждому вопросу анализировались независимо друг от друга.

Применение первого принципа приводит нас к выводу, что, например, казахские компании гораздо лучше работают с персоналом, чем российские. Удовлетворенность в компаниях Казахстана зашкаливает за 90%. Все счастливы, довольны зарплатой, разделяют корпоративные ценности. Вы верите таким выводам?

Во втором принципе я усомнился лет семь назад, когда мы проводили совместный проект с известной консалтинговой компанией. Консультанты тогда показали результаты опроса персонала на фоне разнообразных бенчмарок (по странам и отраслям). Из них следовало, что рейтинг вопросов не менялся от страны к стране и от отрасли к отрасли: сотрудники всех компаний оценивают систему мотивации ниже, чем систему постановки целей. Точно так же эффективность коммуникации между подразделениями всегда оценивается ниже, чем эффективность коммуникации внутри подразделения. Иными словами, если оценка системы мотивации почти всегда на последнем месте (в нашей компании она, например, на третьем месте с конца), то, может быть, наоборот, с системой мотивации все хорошо? А вот оценки доверия к высшему руководству у нас весьма высокие, но если обычно они находятся в первых трех позициях сверху, то у нас они вышли на десятое место — может быть, тут и засада?

Проведенное нами исследование показало:

  1. Повышение уровня удовлетворенности сотрудников хорошо до определенной степени. Начиная с 87% по одним вопросам и с 90-92% по другим мы получаем свидетельство конформизма и отсутствия обратной связи снизу вверх. Особенно высокие оценки, как правило, сочетались с признаками неблагополучия во взаимоотношениях компании и сотрудника. Мы выделили зону здоровья по каждому вопросу и определили, какое количество баллов нужно отнимать не только за понижение, но и за превышение этой зоны.
  2. Оказалось, что существует типичный, не зависящий от города и индустрии профиль оценок по вопросам, а также профиль, который коррелирует со здоровьем. Ответы на конкретные вопросы следует сравнивать не с абсолютной шкалой и даже не с бенчмарками, а с ответами на другие вопросы той же самой компании. Представим: 70% сотрудников говорит, что им комфортны взаимоотношения с непосредственным руководителем. Это является хорошим признаком и прибавляет баллы здоровья в том случае, если средний уровень удовлетворенности по другим вопросам находится в зоне 65-80%, но эта же самая цифра становится симптомом нездоровья, если средний уровень удовлетворенности у компании выше 80%.
  3. Мы выявили три вопроса, место которых в рейтинге удовлетворенности лучше всего отражает здоровье компании. Самый главный вопрос таков: «Если я буду лучше работать, я буду больше получать»? Обратите внимание: это не типичный вопрос про удовлетворенность уровнем дохода, а вопрос о наличии связи между собственными усилиями и доходом. Позитивный ответ на данный вопрос показывает веру сотрудника в две закономерности: чем я больше стараюсь, тем лучше мой результат (а значит, бизнес-модель компании хороша), а также чем выше мой результат, тем больше я получу денег (а значит, руководство компании справедливо). Чем выше место данного вопроса в рейтинге удовлетворенности по всем вопросам, тем более здоровая культура компании.

Формула здоровья выведена статистически на основе исследования и является строго математической. Если же перевести ее в качественные термины, то мы получим следующую очень простую формулировку. О здоровье во взаимоотношениях компании и сотрудника свидетельствуют: базовое принятие компании в сочетании со здоровым критицизмом, а также вера сотрудников в то, что компания обеспечивает прямую связь усилий с результатом, а результата — с вознаграждением.

Читать статью на сайте газеты «Ведомости»

Новость 16.05.2022

Новая книга Марка Розина «Восхождение по спирали»

Подписывайтесь на телеграм-канал ЭКОПСИ! Новости, события, анонсы мероприятий, видео и статьи.
закрыть