Компания №1 в области управления персоналом

Игры меняют реальность

Куликов Станислав, Обучение и развитие персонала, Практика "Медицина и фармацевтика", Умнов Сергей, Фармацевтика


Фармацевтический вестник №10
24 марта 2015 г.


Спектр задач, которые можно решить в игровом формате обучения очень широк, а эффективность использования такого метода зачастую оказывается выше традиционного тренинга, уверены эксперты из компании «ЭКОПСИ Консалтинг» — Сергей Умнов, руководитель практики «Медицина и фармацевтика», и Станислав Куликов, директор по консалтингу.

Практически все компании, занимающиеся развитием своего персонала, сталкиваются с ситуацией, когда обучение не приносит желаемого результата. Казалось бы, есть все слагаемые успеха: менеджмент, готовый поддерживать применение полученных на тренинге навыков; хороший провайдер с качественным тренингом; активность на занятии сотрудников; положительные отзывы. Но после тренинга навыки не применяются – и все инвестиции в обучение сводятся к нулю. В чем же дело?

Давайте разберемся


Каждый человек вырабатывает для себя привычную модель поведения, которая позволяет ему худо-бедно справляться с поставленными задачами. Поэтому отказаться от нее и начать применять что-то новое очень сложно. Произойдет это только тогда, когда человек САМ осознает неэффективность своей привычной модели поведения и ЗАХОЧЕТ меняться.

Традиционный тренинг отчасти дает такую возможность за счет обратной связи со стороны тренера и коллег, участия в упражнениях, ролевых играх. Но на тренинге участнику сложно увидеть и оценить четкие, измеримые последствия своих действий, которые системно привели к определенному результату. Можно увидеть эффективность или неэффективность применения конкретного навыка. Например, отработали навык планирования – зафиксировали на бумаге. Но не понятно, что произойдет на этапе реализации планов, какие будут финальные результаты всего проекта, где планирование занимает только малую часть, с учетом всех прочих факторов и рисков. Поэтому тренировка отдельных навыков не всегда приводит к их успешному применению в жизни.

Есть и еще ряд факторов. Во-первых, все свои неуспехи на тренинге можно отнести на счет предвзятости коллег, тренера, оторванности навыков от реальности. Во-вторых, участники тренинга зачастую понимают, какого поведения от них ожидают, а значит, высока возможность демонстрировать требуемое поведение… Вот и получается, например, что жесткие и грубые в жизни руководители, когда дают обратную связь подчиненному в ролевых упражнениях, превращаются в «блеющих овечек» (ведь попросили же потренировать алгоритм таким образом) При этом они практически НИКОГДА не будут так поступать в реальности.

Или другой пример. Кто сейчас из участников тренинга не знает принцип постановки целей SMART? Единицы. Кто применяет в жизни? Единицы.

Для повышения эффективности средств, вложенных в развитие сотрудников, можно использовать деловые игры, напрямую или косвенно моделирующие бизнес-реалии участников. Игровой метод позволяет решать множество задач.

1. Быстро, четко и наглядно помогает участнику САМОМУ осознать свою неэффективность и самостоятельно сделать выводы. Игра – это модель реальности, сжатая во времени и в пространстве, т.е. все решения нужно принимать очень быстро. В таких условиях человек проявляет привычное поведение. При этом в игре можно практически сразу увидеть, к какому результату приводят такие действия, являются ли они оптимальными. В игре ты САМ принимаешь решение, САМ действуешь, САМ видишь результат. В тренинге можно много «свалить» на непонимание тренером специфики твоей деятельности. В симуляции такой вариант не пройдет.

2. Увидеть процесс деятельности как совокупность шагов, системно приводящих к определенным результатам, а после этого тренировать отдельные полезные навыки. Многие симуляции дают системную модель. Например, если цель симуляции обучить людей финансовой грамотности, то участникам дается не просто метод расчета баланса, а объясняют, в чем его суть, показывают, где в компании баланс «живет», а уже дальше учат, как его считать. Тогда участник симуляции видит все в системе и понимает не просто механику, а суть, содержание, смысл.

3. Минимизировать возможность социально желаемого поведения. Сделать процесс настолько увлекательным, чтобы участники не задумывались о том, хорошо ли они выглядят в глазах коллег и тренера, а действовали, как в рабочей реальности. Игра увлекательна, азартна. Вне зависимости от того, создается ли в симуляции метафорическая реальность или реальность, близкая к деятельности участников. Когда человек увлечен, он не думает о том, как сделать «правильно», а просто делает, не боясь пробовать разные варианты.

4. Глубоко проанализировать полученный опыт, опираясь на фактические результаты, а не гипотетические предположения. В игре есть возможность сделать шаг, второй, третий, четвертый…, а потом посмотреть, посчитать, что получилось. На тренинге не всегда это возможно. Например, во время тренинга можно отработать навык «Прояснение потребностей врачей». Но что с этими собранными потребностями делать дальше? Какую стратегию общения с врачом выбрать, к каким результатам эта стратегия приведет. В симуляции, в отличие от тренинга, можно отыграть различные сценарии.

Симуляция не посвящена отработке навыка. Она скорее дает ответ на вопросы: «Почему я действую таким образом в реальной жизни? Каковы другие возможные варианты? Какие из них более или менее успешны?»

Рассмотрим несколько примеров, где симуляция может быть органично встроена в процесс развития персонала в фармкомпаниях.

Копейка рубль бережет


Решение конкретных задач, например, развитие финансово-экономического мышления руководителей.

За последние полгода значительно увеличилось количество запросов на развитие у региональных менеджеров финансово-экономического мышления. И это вполне понятно в нынешних условиях. Конечно, можно провести тренинг на тему, что такое рентабельность, активы, пассивы и т.д. Но если принять во внимание, что большинство сотрудников фармкомпаний имеют медицинское образование в качестве базового, становится понятно, что такой тренинг будет непростым и скорее всего, пройдет не очень эффективно. Сотрудникам надо дать не просто теорию — нужно поменять в их головах систему координат, объяснить суть финансов в компании.

Существуют симуляции, которые дают возможность участнику самостоятельно управлять регионом, т.е. подняться на уровень выше: самому рассчитывать ресурсы, планировать численность людей, разрабатывать стратегию на развивающемся/стагнирующем/драматически падающем рынке (моделируются любые условия). Через такую игру гораздо легче понять место, смысл и предназначение финансов в компании. И то, как региональный менеджер может на них влиять, как ими управлять в реальной деятельности. И тогда финансовая терминология «оживает» в голове менеджера, наполняется смыслом.

Болевые точки


Использование симуляций в начале модульных программ для повышения мотивации участников к развитию.

В фармкомпаниях обучение носит системный регулярный характер. Большинство руководителей привыкло, что они постоянно ходят на тренинги. И как только возникает необходимость в развитии управленческих навыков, у руководителей часто возникает сомнение: «Зачем мне туда идти, я и так все знаю». Константину, менеджеру по развитию персонала одной крупной фармкомпании пришла идея – провести перед большой модульной программой симуляцию, которая показала бы каждому руководителю его «болевые точки».

После симуляции стало очевидно, что большинство руководителей в своей каждодневной деятельности не используют даже элементарных навыков, которые они многократно отрабатывали на тренинге. Симуляция создала благодатную почву, помогла в «проблематизировать» каждого участника, после чего во время модульной программы каждый руководитель фокусно работал над проблемными зонами.

Тяжело в учении — легко в бою


Симуляция как завершающее мероприятие для модульной программы.

Иногда симуляцию эффективнее провести в конце модульной программы. С одной стороны, это добавит долю азарта и неформальности в обучение. С другой – позволит оценить, насколько полученные во время тренингов и других развивающих мероприятий знания и навыки будут применяться в реальной работе.

Симуляция для light-версии оценки.

Еще одна часто возникающая в фармкомпаниях задача – оценить большое количество медпредставителей и выявить среди них, к примеру, тех, кто обладает наиболее яркими лидерскими качествами. Делать это через ассессмент центры – дорого и долго и, скорее всего, нет смысла. С помощью симуляции можно провести подобную оценку быстро, экономно и эффективно.

Симуляция как увлекательное мероприятие для цикловых совещаний.

Симуляция может стать отличным вариантом полезного командообразования для циклового мероприятия.

* * *

На одной из бизнес-симуляций, финансовый директор крупной аптечной сети, «тестируя» различные стратегии развития компании, сделал для себя вывод. Он понял, что в своей деятельности был излишне консервативен, чуть более смелое, иногда рискованное, поведение может позитивно сказаться на бизнесе компании в целом. Несколько часов игры перевернули сознание человека и существенно повлияли на его непосредственную деятельность. Игра изменила реальность.

Читать статью на сайте журнала «Фармацевтический вестник»

КОММЕНТАРИИ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Мероприятия

Опрос

Какая корпоративная культура в вашей компании?

Принять участие в опросе

Loading ... Loading ...