Компания №1 в области управления персоналом

Владимир Столин: «Фраза "Бизнес делают люди" - это залог вечной востребованности нашей профессии и нашей работы»

Столин Владимир


Правда ли, что первая запись в Вашей трудовой книжке «дворник»? Как строится путь от дворника до профессора МГУ?

Правда. Дворником я работал в 16 лет — получал за это 30 рублей в месяц и право пользоваться подвалом в школе, в которой я одновременно и учился. Путь от дворника до профессора очень прост. Работа дворника — это ритмическая деятельность. Она оставляет большую часть мозга незадействованной и одновременно поддерживает организм в тонусе (особенно на морозе). В результате возникает возможность продумать свой дальнейший путь, составить план. Это заняло у меня месяцев шесть. После этого оставалось всего лишь воплотить этот план в жизнь. Что я и сделал в последующие 26 лет. Было весело.

А от профессора МГУ — до основателя и руководителя первой в стране тренинговой компании?

Это еще проще. Всякий профессор считает, что уж если он возьмется за практическое дело, то все у него выйдет лучше, чем у других. Правда, проверить это на практике мешают студенты, аспиранты и любовь к теории. Пришлось взять в Московском Университете отпуск, а потом и совсем из него уйти. Дилемма «студент или клиент» была решена в пользу клиента.

Какими качествами должен обладать настоящий первопроходец?

Тупой самоуверенностью, идиотским оптимизмом и глухотой к здравому смыслу. Наверное, в конце 80-х годов я частично отвечал этим квалификационным требованиям. В 1988 я в первый раз оказался в США. Там встретился с эмигрантами психологами. Они удивлялись, почему это я не пытаюсь остаться в США. Я им объяснил, что работать преподавателем в американском университете мне не интересно, а хваленый американский достаток меня не впечатляет. Я собираюсь основать консалтинговую компанию в Москве, потом привлечь американцев к партнерству, потом приеду в США поработать консультантом, потом вернусь опять в СССР. При этом денег мне на бигмак хватало не на каждый день, а мои собеседники хорошо помнили СССР, из которого с таким трудом выбрались. Со свободой предпринимательства СССР у них не ассоциировался. Думаю, что степень моей вменяемости вызывала у них большие сомнения.

Ваше представление о том, какой должна была стать Ваша компания через 15 лет, сильно отличается от того, чем является «ЭКОПСИ» сейчас? Вы удовлетворены результатом?

Отличается несильно, и это меня не радует. Результатом не удовлетворен. Подозреваю, что где-то по дороге скромность и здравый смысл все-таки взяли верх.

Какой Вам видится «ЭКОПСИ» еще через 15 лет? Вы строите планы?

Это очень трудный вопрос. Заглянуть вперед не только на 15, но и на 5 лет непросто. Количественный рост можно экстраполировать на два, максимум — три года: больше консультантов, больше клиентов, крупнее проекты, больше работы. Уже на пять лет, такая экстраполяция ощущается как фальшивая. За время с момента возникновения «ЭКОПСИ» в стране произошли грандиозные изменения. Возник новый мир и новые возможности. На старте, еще в 1989, как-то удалось предвосхитить основной вектор развития бизнеса в целом и консалтинга в частности: Россия будет строить рыночную экономику и широко использовать англо-саксонские модели менеджмента, при этом национальные компании разовьются и окажутся независимыми игроками на российском рынке. В результате, мы сделали упор на рациональные подходы, российских клиентов, альянс с американцами, корпоративную структуру управления бизнесом. Если сегодняшний день считать новым стартом, то у «ЭКОПСИ» неплохие стартовые возможности в этом мире. Чтобы ими воспользоваться, надо хоть чуть-чуть понимать более широкую картинку: куда все это движется — рынок консалтинга, демография, экономика, политика. Как изменится доминирующая философия нашей области? Что есть лидер, что есть хороший работник, что мотивирует людей, что есть человеческий потенциал? Как нас затронет дальнейшая глобализация? Кто станет союзниками России в следующее десятилетие? Как повлияет на наш бизнес дальнейшее развитие информационных технологий? Что будет отдаваться на аутсорсинг? Кажется, что все это слишком абстрактно и глобально для небольшой консалтинговой компании. И это правда — до тех пор, пока не задумываешься об управлении вектором развития в пятнадцатилетней перспективе. Но и заглянуть в будущее — недостаточно. Надо поверить в свое место в этом будущем настолько, чтобы показаться другим не вполне от мира сего. Ясно, что теперь такую работу должны проделать, прежде всего, сегодняшние лидеры ЭКОПСИ, ну, возможно, с моим участием. Достаточно ли у нас на сегодня оптимизма и сопротивления советам, продиктованным «разумной умеренностью»? Проделали ли мы уже такую работу? Есть ощущение, что нам еще надо позаниматься какой-то «ритмичной деятельностью», чтобы нужная картинка созрела.

Как Вы понимаете фразу «Бизнес делают люди»?

Как залог вечной востребованности нашей профессии и нашей работы.

Мероприятия

Опрос

Какая корпоративная культура в вашей компании?

Loading ... Loading ...